Притча о неводе, закинутом в море
(Матф. 13:47-50).
У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.
Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого - Богооткровенны.
Спрашивает ОксанаОтвечает Александра Ланц, 19.05.2011
Возрастание в праведности Христовой вам, Оксана!
Вы спрашиваете об этой притче Иисуса:
"Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов" ()
Да, эта притча Иисуса о Его церкви.
Море – это наш падший и погибающий мир.
Невод – это проповедь о спасении. Помните?.. когда Иисус призвал на служение братьев Симона и Андрея, Он сказал им: « идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» () . Миссионеры-благовестники () , идущие по лицу земли с проповедью о Спасении для Вечности, образно выражаясь, несут невод Царствия Божия.
Рыба – уверовавшие.
Худая рыба – те, кто уверовал в благость Бога, но не позволил Богу изменить их сердца. Они просто ходили в церковь, может, даже несли служение, может, даже проповедовали, но так и остались беззаконниками, т.е. их уста чтили Бога, они сами внешне приспособились, чтобы не совершать видимых грехов, но их сердце никогда не принадлежало Ему, никогда не любило Его () , они имели вид благочестия, но силы его отрекались () , они производили впечатление истинных верующих, но по сути были просто лицемерами () , т.е. на людях были хорошими, а дома, может, по порно-сайтам лазали, на супруга орали, детей били, или просто тихо ненавидели кого-то. завидовали кому-то... Эти люди пришли в церковь за самореализацией, за самоуспокоением, за благами, которые можно получить от Бога, но не за праведностью Бога.
Хорошая рыба – те, кто приняли любовь Бога всем сердцем, всем разумом и всею силою своею, а потому встали на путь не просто внешнего преобразования своей жизни, но внутреннего изменения, когда сердце начинает ненавидеть грех и отвергает его так же, как сердце Иисуса, которые действительно сораспялись Христу () , чтобы жить уже не по велениям плоти, а по велению Духа () , т.е. жить праведно, храня себя от греха ().
Кончина века – это последние дни существования греховного человечества. Перед самым концом произойдёт великое просеивание верующих, просеивание всех тех, кто называет себя христианами: праведные (хорошая рыба) будут отделены от злых (тоже рыба, но оказавшаяся внутри гнилой). Отделённые злые будут брошены о огонь, уготованный сатане и его ангелам () .
Эта притча Иисуса перекликается с этой притчей, рассказанной в той же главе:
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Здесь Иисус предупреждает нас о том, чтобы мы не пытались, присматриваясь к человеку, который называет себя верующим, и ведёт себя, как верующий, т.е. выглядит как вполне нормальная рыба, судить - лицемерит он или поступает . Дело каждого верующего следить за собой – в вере ли он(она), а не оценивать мотивы других людей. «Испытывайте самих себя , в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя , что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Да поможет нам Бог постоянно испытывать себя, чтобы не подойти к последнему дню, имея гнильцу в самом центре нашего сердца,
Читайте еще по теме "Толкование Писания":
О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.
Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы, для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи . Притчи, изложенные в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского озера («моря»)
Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам» . Притчи Господа это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.
На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.
В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.
Притча о сеятеле
(Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)
В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.
«Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» , неоднократно повторяет Господь в разных частях Евангелия (для прим. Матф. 13:12, 25:29; Луки 19:26 и т. д.). Смысл этого присловья в том, что богатый при усердии богатеет более и более, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с уже дарованным вам знанием тайн Царствия Божья можете все глубже и глубже проникать в эти тайны, понимать их все совершеннее. Народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, какое еще сохранилось в нем, если бы при откровении подобных тайн не дать в помощь ему приточную речь, много более пригодную для народа. Св. Златоуст объясняет это так: «Тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет» .
У того, чей ум омрачен, а сердце огрубело в грехе так, что он не понимает Слово Божье, это Слово, ложится на поверхность ума и сердца, не пустив корней, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый сатана или демон легко его похищает, делает бесплодным услышанное. Каменистую почву представляют собой те, кто увлекается проповедью Евангелия, как приятной новостью, порой даже искренне и чистосердечно, находя удовольствие в проповеди, но сердцем холодные, твердые и неподвижные, как камень. Такие не в силах ради требований евангельского учения изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов и вести борьбу с искушениями, претерпевая скорби и лишения за истину евангельского учения. В борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию. Под тернистой почвой подразумеваются сердца людей, опутанных страстями: к богатству, к наслаждению, к благам мира сего вообще.
Под доброй же и плодоносной землей подразумеваются люди с добрым и чистым сердцем, которые, услышав Слово Божье, твердо решили сделать его руководством своей жизни и творить плоды добродетели. «Виды добродетели различны, как различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж. Феофилакт).
Притча о плевелах
(Матф. 13:24-30)
«Царство Небесное» это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» — то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от всех, здесь указано на коварность врага, — «пришел враг его [человека] и посеял между пшеницею плевелы и ушел» . Плевелами называют сорные травы, которые, пока малы, похожи всходами своими на пшеницу, а когда уже вырастут и начинают отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христа сеется по всему миру, но и дьявол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут все вместе: и достойные сыны Отца Небесного (пшеница), и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит последних, оставляя до «жатвы», то есть до Страшного суда, когда жители Ангелы Божьи соберут «плевелы» и ввергнут их в печь огненную на вечные адские муки. «Пшеницу» же Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Свое Царствие Небесное, где праведники воссияют, как солнце.
Притча о невидимо растущем семени
(Марк. 4:26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, брошенное однажды в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого неуловим и необъясним; как вырастает из крошечного семени целое растение, - никто не знает. Точно также неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человеческой, совершаемое силой благодати Божьей.
Притча о зерне горчичном
(Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19)
На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божья, по-видимому, мало и не славно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в царство великое и всемирное. Златоуст говорит: «Сей притчей, Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были бессильнее всех, всех более уничиженные, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то она (проповедь), распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая вначале, неприметная для мира, распространилась так на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под ее сенью. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.
Притча о закваске
(Матф. 13:33-35; Марк. 4:33-34; Луки 13:20-21)
Точно такой же смысл имеет и притча о закваске. «Как закваска, говорит св. Златоуст, большому количеству муки сообщает свои свойства, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действенно объемлет постепенно все силы его духа и, освящая, преобразит их. Под тремя мерами некоторые понимают три силы души: ум, чувство и волю.
Притча о сокровище, скрытом в поле
(Матф. 13:44)
Человек узнал о кладе, зарытом в поле, которое не принадлежало ему. Чтобы воспользоваться кладом, человек тот продает все, что имеет, покупает это поле и вступает в обладание кладом. Подобную же драгоценность представляет для мудрого и Царствие Божье в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя подобный клад, последователь Христа жертвует всем, и отрекается от всего, чтобы обладать им.
Притча о драгоценной жемчужине
(Матф. 13:45-46)
Смысл притчи тот же, что и в предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности, необходимо пожертвовать всем, всеми благами, какими только обладаешь.
Притча о неводе, закинутом в море
(Матф. 13:47-50)
У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море это мир, невод учение веры, рыбари Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.
Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем , а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божье, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и«старое » пророчество и «новое » учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого Богооткровенны.
О хозяине, хранящем новое и старое
(Матф. 13:51-52)
И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Святитель Феофилакт Болгарский:
Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь.
Невод - это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.
Итак, этот невод собрал от всех родов людей - варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников.
Когда же он наполнен , то есть когда мир кончил свое существование, тогда находящиеся в неводе разделяются.
Ибо хотя бы мы и веровали, но если окажемся дурными, то будем выброшены вон.
Не таковые же будут сложены в сосуды , разумею, вечные жилища.
Всякое же действие, доброе ли или злое, говорят, есть пища души, ибо и душа имеет мысленные зубы.
Итак, душа будет скрежетать ими тогда, сокрушая свои деятельные силы за то, что делала таковое.
Святитель Иоанн Златоуст:
Чем различается эта притча от притчи о плевелах ?
И там одни спасаются, а другие погибают.
Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано выше, от невнимания к слову (Божию);
здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь.
Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись.В других местах говорится, что отделяет сам Пастырь; здесь же приписывается это ангелам, как и в притче о плевелах.
Что же это значит?
То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно.
И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом истолковал одну часть ее, и тем увеличил страх.
Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почел такой гибели еще не опасною, Христос в изъяснении указывает образ наказания, говоря, что «ввергнут их в печь огненную», где будет скрежет зубов и несказанное мучение.
Видишь ли, сколько путей к погибели? Камень, терния, путь, плевелы, невод.
Итак, не напрасно сказано, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7 :13).
Свт. Григорий Двоеслов:
<…>
Что же будет делать в оный день тот, кто от взора Судии удаляется, от сообщения избранных отвергается, кто от света переходит во тьму, — мучится вечным сожиганием? — Почему и это самое сравнение Господь кратко объясняет, присовокупляя:
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов .
Этого уже, возлюбленнейшая братия, более надобно страшиться, нежели изъяснять .
Ибо ясно высказаны мучения грешников, чтобы никто не прибегал к извинению своего неведения, если бы что темно было сказано о вечном мучении.
Поэтому и присовокупляется: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! (Мф. 13, 51)И в заключение прибавляется:
сего ради всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (Мф. 13, 52).
<…> говорено было не о тех, которые были, но о тех, которые могли быть в Церкви.
Эти люди износят новое и ветхое тогда, когда о вещаниях того и другого Завета говорят словами и делами.— Впрочем, это может быть разумеваемо и иначе. <…>
Ибо прежде Он уподобил Царство (Небесное) найденному сокровищу и доброму бисеру , а после рассказал об адских наказаниях в горении злых, и в заключение присовокупляет: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое .
Ясно это как бы сказано было так: в Св. Церкви есть научившийся проповедник, тот, который умеет излагать и новое, — радости царства, и ветхое, — говорит о страхе наказания, так что тех, которых не трогают награды, пусть, по крайней мере, устрашают наказания.
Пусть каждый слышит о Царстве, которое должно любить, пусть слышит и о наказании, которого должно страшиться, для того,
чтобы нечувствительную и слишком привязанную к земле душу потрясал, по крайней мере, страх, если ее не привлекает к Царству любовь.
Блж. Иероним Стридонский:
<…>
По исполнении пророчества Иеремии, который говорит:
Вот, Я пошлю множество рыболовов,
то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея — Иаков и Иоанн услышали:
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков,
они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб.
Когда же настанет кончина мира, — как Он сам сказал немного ниже, — тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их.
Евфимий Зигабен:
Царством Небесным опять называет учение веры, морем — мир, по причине горечи и волн искушений,
всяким родом рыб — множество всякого рода обитающих в нем людей, мужей, жен, детей, стариков, безбрачных, находящихся в браке и др., или также — различные народы.
Когда наполнился, т. е. когда все уверовали, одни — охотно, а другие — неохотно; берег — это место, где будет судить Господь;
собирающие — Ангелы; хорошая ловитва — праведные, а худая — грешные;
сосуды — это унаследованные праведными места пребывания.<…>
Изыдут Ангелы, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 13, 49-50).
Но в двадцать пятой главе (Мф. 25, 32) сказал, что Он Сам отлучит их одних от других.
Что же нужно сказать на это?
Он Сам отлучит их Своим повелением, а Ангелы отлучат их самим делом, как слуги, исполняющие повеление Господина.
Отлучить — то же, что разлучить.
Так как в конце притчи сказал, что худое выбросили вон, то чтобы кто-либо не подумал, что такое удаление неопасно, поясняет, говоря:
и ввергут их в пещь огненную и т. д.<…> Когда они сказали, что понимают, говорит им притчу, показывающую, что все действительные Его ученики богаты знанием.
Всякий, говорит, книжник, или мудрец, ставший учеником Царя Небесного, Который есть Христос, богат знанием (ставший учеником Его разумеется вместо: умудренный Им), и подобен человеку — хозяину, т. е. богатому, который выносит, когда хочет, из своего сокровища новые и старые золотые вещи.
Под новыми вещами разумеются мысли Нового Завета, а под старыми — Ветхого.
Свт. Лука Исповедник (Войно-Ясенецкий):
Cравнил Господь наш Иисус Христос Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное.
И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.Оно состоит из тех, о которых читаем в первой главе Евангелия Иоанна Богослова:
Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 11-12).Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом?
Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли».
Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни.
А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны.
Священник Константин Пархоменко:
Огромный невод заброшен в наш мир, привлекает всех. Этот невод: Учение и Деяния Иисуса Христа.
Эта деятельность Христова обращена ко всем: распространяется на всех и объемлет всех.
Но уже от человека зависит, как он примет, как откликнется.
В неводе Церкви есть люди, которые присосались к Церкви, но которые не являются на самом деле Божьими , не хотят быть подлинными христианами.
А Суд все расставит на свои места, хороших от плохих отделит.
Будут те, кто по-настоящему принял Господа, и будут остальные.В Учении Христовом о Царствии Божьем, прошу обратить внимание, мы, с одной стороны, встречаемся с радостью - как это прекрасно, Царство Божие получить,
а с другой стороны - с темой ответственности .
Автоматически принять Царствие Божие, как протестанты говорят: принял Иисуса и спасен , - мало.
Добавить комментарий: |
---|
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. (Таушев) Аверкий
Притча о неводе, закинутом в море (Матф. 13:47-50).
Притча о неводе, закинутом в море
(Матф. 13:47-50).
У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.
Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого - Богооткровенны.
Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) АверкийПритча о десяти талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30). Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора Из книги автора Из книги автораПритча о неводе Еще сказал Иисус, что Царство небесное подобно неводу:«Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет и при
Из книги автораПритча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15). В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем - проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую семя падает - сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые
Из книги автораПритча о плевелах (Матф. 13:24-30). «Царство Небесное» - это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» - то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от
Из книги автораПритча о драгоценной жемчужине (Матф. 13:45-46). Смысл притчи тот же, что и в предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности, необходимо пожертвовать всем, всеми благами, какими только
Из книги автораПритча о неводе, закинутом в море (Матф. 13:47-50). У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников.
Из книги автораПритча о двух сыновьях (Матф. 21:28-32). Продолжая дальше разговор с ними, Господь рассказал им притчу, желая, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «У одного человека было два сына» - как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном - мытари и
Из книги автораПритча о званных на брачный пир (Матф. 22:1-14). Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24). Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана
Из книги автораПритча о десяти девах (Матф. 25:1-13). В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему
Из книги автора47. Притча о неводе 47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. По мысли и форме притча есть вариант второй притчи о плевелах
Из книги автора47. Притча о неводе. 47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.По мысли и форме притча есть вариант второй притчи о плевелах