Существует множество классификаций стран.
Классификацию стран можно осуществлять по площади территории и численности населения, а также по другим показателям.
По размерам территории выделяют:
- очень большие страны (территория более 3 млн км 2): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия;
- крупные страны (имеют площадь более 1 млн км 2), например Аргентина, Казахстан, Судан;
- средние и небольшие страны — это большинство государств мира: Италия, Вьетнам, Германия и др.;
- микрогосударства.
Самые маленькие по площади страны мира — это Ватикан, Монако, Науру, Тувалу, Сан-Марино, Лихтенштейн, Маршалловы о-ва, Сент-Китс и Невис, Мальдивы, Гренада.
По численности населения выделяются:
- крупнейшие страны мира (названы в разделе «Население»);
- крупные страны;
- средние (менее 100 млн чел.) — это, например, Иран, Эфиопия, Германия, Канада;
- микрогосударства.
По географическому положению страны также можно сгруппировать на:
- островные страны, например Ирландия, Куба, Великобритания, Новая Зеландия и др.;
- полуостровные, например Индия, Лаос, Норвегия, Италия, Португалия и др.;
- страны-архипелаги, например Япония, Кирибати, Индонезия и др.;
- внутриконтинентальные, например Андорра, Чехия, Монголия, Непал, Боливия, ЦАР, Уганда и др.
Географическое положение оказывает существенное влияние на уровень экономического развития страны. Например, отсутствие выхода к морю затрудняет внешнеэкономическую деятельность.
В основу классификации стран по уровню экономического развития положен размер ВВП, рассчитанный в долларах США, в том числе на душу населения.
Другими важнейшими показателями уровня развития страны является годовая выработка электроэнергии на душу населения, доля наукоемкой продукции в промышленном производстве и экспорте, конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, состояние экономики (темп прироста ВВП), а также структура ВВП и занятости населения и др.
В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития, так называемый Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, соединяющий три основных компонента: долголетие, образованность и уровень жизни. Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япония, а самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер.
В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, основу типологии также могут составлять и более важные качественные характеристики.
Типология стран — выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития.
Тип страны — это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном историческом этапе.
Определить тип государства — значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.
До начала 1990-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа:
- социалистические;
- развитые капиталистические;
- развивающиеся.
После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).
Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный прежде всего через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Учитываются при этом и другие показатели: политическая ориентация, степень демократизации власти, вовлечение в мировую экономику и др.
Экономически развитые страны (их около 60). Эта группа стран также неоднородна. Внутри нее можно выделить:
1) главные страны — страны «Большой семерки», которые дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира, формируют три основных центра мирового хозяйства — западноевропейский, с центром в Германии, американский, с центром в США, и азиатский, с центром в Японии;
2) экономически высокоразвитые страны Западной Европы — Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др., для которых характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большой мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т.п.;
3) страны «переселенческого капитализма» — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — бывшие колонии Великобритании — и Государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерные черты (кроме Израиля): ориентация на экономику бывшей метрополии или других более развитых стран и сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции; в отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой общенациональной производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой;
4) среднеразвитые страны Западной Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от главных стран. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями и играли большую роль в мировой истории, но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению их экономик, которые до этого времени развивались с помощью богатых колоний.
Страны с переходной экономикой — страны СНГ, Восточной Европы, Монголия, Китай; проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е гг. в связи с крушением мировой социалистической системы. В ее состав входят страны, значительно различающиеся между собой по уровню экономического развития.
Развивающиеся страны — в них проживает более 3/4 населения мира. Они занимают больше 1/2 площади суши, но на их долю приходится менее 20% продукции обрабатывающей промышленности мира и только 30% сельскохозяйственной. Для этих стран характерна ориентированность хозяйства преимущественно на экспорт, что ставит их национальную экономику в зависимость от мирового рынка, а также многоукладность экономики, особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая отсталость, резкие социальные контрасты. Эта группа стран также неоднородна. В ней можно выделить:
1) ключевые страны — Индия, Бразилия, Мексика (некоторые авторы включают в эту группу и Китай). Каждая из этих стран имеет богатые и разнообразные природные ресурсы, дешевую рабочую силу, емкий и перспективный внутренний рынок. Каждая страна в своем регионе имеет ключевое значение. Эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Отраслевая структура их хозяйств похожа на структуру развитых стран (например, доля машиностроения превышает 20%);
2) развивающиеся страны, имеющие ВВП на душу населения выше 1 тыс. долл.: Аргентина, Чили и др.;
3) новые индустриальные страны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия. В этих странах экономика за последние 25 лет развивалась исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, внедрения новейших технологий и наличия дешевой и квалифицированной рабочей силы;
4) нефтеэкспортирующие страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Бахрейн, Оман, Ливия, Бруней и некоторые другие. Эти страны имеют очень высокие показатели ВВП на душу населения за счет продажи нефти. Быстрое развитие стран — возникновение мощных банков, компаний, современных городов, систем водо- и энергоснабжения; повышение уровня жизни населения — часто сочетается в них с нерешенными социальными проблемами;
5) «классические» развивающиеся страны, имеющие ВВП на душу населения менее 1 тыс. долл. в год. Характерными чертами этих стран является отсталая многоукладная экономика;
6) наименее развитые страны (их примерно 40). К ним, согласно классификации ООН, относят страны, в которых доход на душу населения исчисляется 100-300 долл. в год; грамотное население страны составляет 20% от общей численности; доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП — менее 10%, преобладает потребительское сельское хозяйство. Эти страны характеризуются низкими уровнем и темпами социально-экономического развития, высокими коэффициентами рождаемости и смертности, зависимостью экономики от сельского хозяйства. Эти страны пользуются особым вниманием мирового сообщества, в них наиболее ярко проявляются последствия глобальных проблем человечества.
На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.
Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).
Таблица 4
Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году
По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима.
Крупнейшими по численности населения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония.
По особенностям географического положения различают страны:
1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;
2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;
3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;
4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;
5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.
По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны.
К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.
К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.
Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия,
Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).
По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.
Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.
Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается на определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.
2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?
Главными причинами слабого использования гигантского природно-ресурсногопотенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока являются:
1) экстремальные климатические условия на большей части территории этих двух регионов;
2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от главных экономически развитых регионов страны, большие транспортные издержки на ввоз и вывоз товаров;
3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;
4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);
5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населения из этих регионов;
6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;
7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров народного потребления и продовольствия.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Билет № 1
Билет методы географических исследований и основные источники географической.. билет общая.. определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия
Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид.
Земля - небольшая планета Со
Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска
Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном климатическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на
Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод. Карта, по образному вы
БИЛЕТ № 3
1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России.
На территории нашей страны проживает более 160 н
Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по следующему плану:
1) Положение региона на карте России.
2) Ра
БИЛЕТ № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.
Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен
Определите по топографической карте указанные направления и расстояния
Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в верху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток.
Для более точного определения направления используется азиму
БИЛЕТ № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.
Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло
Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя)
На размещение предприятий химической промышленности оказывают влияние несколько факторов.
1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча
Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия
Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу.
На формирование рельефа оказ
Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора.
1) Энергетический фактор размещения характерен для производства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн
БИЛЕТ № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимающ
Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
Используя данные о численности населения и площади территории заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плотность населения этих регионов по формуле:
П = Н: Т,
где П -
БИЛЕТ № 8
1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними.
Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос
БИЛЕТ № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн
Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя)
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз
БИЛЕТ № 10
1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.
Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна
БИЛЕТ №11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
Крупнейшими реками Северной Америк
Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя)
Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством.
Количество трудовых ре
Австралия. Общая физико-географическая характеристика
Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь составляет всего 7,7 млн. км2.
Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н
Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя)
Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш
БИЛЕТ № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
В состав Поволжского экономического района входят республики Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,
Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя)
Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану:
1) значение регионов в хозяйстве России;
2) уровень развития хозяйства каждого региона;
Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется.
Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов определить но
БИЛЕТ № 15
1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод
Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля:
1) географическое положение районов;
2) величина запасов, размеры добы
БИЛЕТ № 16
1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного
Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны
Население по месту проживания делится на городское и сельское.
Город - это населённый пункт, отличающийся большой численностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша
Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый километр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возрастает количество
Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
Используя различные карты атласа «Климатическая карта России», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл
Комплексная географическая характеристика своей местности
Составьте описание своей местности по плану:
1) Географическое положение.
2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.
3) Климатический пояс и краткая характе
Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн
Определите тип климата по климатограмме
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.
Для экваториального климата характерны
Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося)
Комплексная географическая характеристика Финляндии.
Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупнейших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси
Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий
Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата.
Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полноводны в течение всего года, так как в экваториаль
БИЛЕТ № 23
1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда.
Главными видами международных экономических связей России являются м
Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, связанные с истоще
Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя)
Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, климатические карты, укажите причины формирования климата на данной территории и основные его характеристики: средние температуры января и июл
Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя)
Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану:
1) Размеры территории.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район
ГЕОГРАФИЯ
Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»
10 класс (профильный уровень)
Урок разработан
Учителем географии МБОУ СОШ №1
Ст.Каневской Краснодарского края
А.В.Макаренко
Макаренко Ангелина Владимировна
Учитель географии МБОУ СОШ№1
МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
10 класс (география, профильный уровень)
Цель урока : формирование представления о современной политической
Карте мира
Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран
Современного мира;
Выяснить основные критерии классификации стран мира;
Дать понятие «суверенное государство», «валовый
Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;
Продолжить формирование навыков работы с различными
Источниками географической информации и контурными
Картами;
Выяснить значение политико-географического
Положения для страны
Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска
Тип урока : изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
.Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.
ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.
Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?
Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.
Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:
1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;
2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;
3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;
4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами
5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.
Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.
ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?
ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.
Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.
ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)
Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)
Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).
ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)
Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:
- Экономически развитые
- Развивающиеся
Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.
ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)
ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?
Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)
ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?
Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)
Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.
К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.
И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.
ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):
1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)
2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)
3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)
Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :
- «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
- Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
- Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
- Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам
Подгруппы развивающихся стран:
- Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
- Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
- Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
- Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
- Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
- Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год
Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.
ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )
Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.
Все остальные учащиеся подписывают страны «большой
Семерки» на контурных картах.
Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.
Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.
Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.
Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.
Учащиеся : Основные группы стран:
- По площади территории
- По численности населения
- По особенностям ГП
- По уровню социально-экономического развития
II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .
ТЕСТ (1 вариант)
1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:
1) около 150
2) около 230
3) около 50
4) около100
2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:
1)Бразилия и Индия
2)ЮАР и Саудовская Аравия
3)Китай и Мексика
4)США и Иран
3.В мировую десятку по численности населения входят:
1) Пакистан и Индонезия
2)Аргентина и США
3)Канада и Индия
4) Япония и Австралия
4. В Азии находятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
5. К экономически развитым государствам относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
ТЕСТ (2 вариант)
1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Боливия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
2. Полуостровными странами являются:
1) Израиль и Парагвай
2) Иран и Филиппины
3) Индонезия и Перу
4) Италия и Турция
3. Островными странами являются:
1) Великобритания и Шри-Ланка
2) Индия и Мадагаскар
3) Аргентина и Перу
4) Исландия и Индия
4. Не имеет выхода в море:
1) Австралия
2) Египет
3) США
4) Монголия
5. В «большую семерку» входят:
1) Мексика и Индия
2) Италия и ФРГ
3) Мексика и Бразилия
4) Австрия и Дания
III. Домашнее задание.
Стр.9-14
Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств
мира (микрогосударства)
Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения
Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока
(1-3 учащихся по желанию)
Современная представлена почти 230 странами и территориями, а суверенными из них являются около 190. Есть среди них есть огромные по площади, такие как Россия, США, а есть маленькие - Ватикан, Лихтенштейн. Одни страны богаты национальностями и народами, другие - природными ресурсами. Для выделения проводится огромная статистическая работа.
Сложно представить, каким был бы наш мир, если бы он был одной большой страной. Обладал бы он той уникальностью, которую несут все страны мира, их обычаи, традиции, культура. Ведь уникальность истории, формирования экономики, политики и социальной жизни граждан представляют огромный интерес для всех. Развитие капитализма также во многом сыграло свою роль. Некоторые страны пытались пропускать некоторые эволюционно сложившиеся ступени, и поэтому оказались сейчас именно там, где они находятся. Страны бывают самыми разными и могут делиться по разным типологическим признакам. Многообразие стран современного мира показывает исторический путь развития человечества, благодаря чему у нас есть возможность отследить основные стадии развития общества и всех его элементов. Опыт, получаемый во время таких исследований, является чрезвычайно важным для построения успешной мировой экономики и обеспечения достаточного дохода для всех людей.
Экономическая классификация
Многие люди помнят: школа, тема "Многообразие стран современного мира", география, 10 класс. И учительница, которая рассказывает о том, что страны бывают развитые, с переходной экономикой и развивающиеся. А в основе этой классификации лежит развитость рыночной экономики. Именно она является одним из ключевых факторов успешного функционирования страны.
Для определения того, к какой категории принадлежит та или иная страна, исследователи принимают во внимание такие показатели, как уровень жизни населения, внутренний валовой продукт, структура экономики в разрезе отраслей, степень развитости информационных технологий.
Экономически развитые страны
Вернемся же в школу. Все тот же урок географии "Многообразие стран современного мира". Учительница спрашивает Иванова, а что же такое экономически развитые страны? А он и ответить-то ничего не может, кроме того, что "развитые значит развитые". Действительно, необходимо понимать, кто кроется за понятием "развитость страны".
Страны Большой семерки: США, Великобритания, Канада, Франция, Япония, Германия, Италия - типичные примеры развитых стран. Проанализировав их положение, можно сказать, что признаками развитости страны являются:
- хороший уровень жизни людей;
- обрабатывающая промышленность и сфера услуг преобладают во внутреннем валовом продукте;
- общество высоко информатизировано и вообще информационные технологии находятся на высокой ступени своего развития.
В силу разной скорости экономического развития и особенностей стран существуют подтипы экономически развитых стран:
- главные;
- экономически развитые страны Европы;
- страны "переселенческого капитализма".
Главные страны
Как уже было отмечено выше, к главным странам относятся страны Большой семерки. В мировом производстве они занимают львиную долю: более 50% промышленности и 25% всей сферы услуг. Учитывая тот факт, что число главных стран в разы меньше числа оставшихся, то масштабы их деятельности можно считать огромными, а экономику мощной. Они вносят свою долю в многообразие мира. 10 класс, уже упомянутый, задал интересный вопрос: а куда же относится Россия? Исследователи пока не могут дать точный ответ и ведут споры, в какую группу она входит. Но большинство мнений на данный момент - Россия относится к экономически развитым странам.
Экономически развитые страны Европы
Многообразие стран современного мира в этой категории представлено Швейцарией, Бельгией, Нидерландами, Австрией, Скандинавскими странами и др. Когда мы произносим эти названия, в голову сразу приходит образ: политическая стабильность, население живет хорошо, высокий внутренний валовой продукт, импорт и экспорт находятся почти в идеальном соотношении.
Чем же они отличаются от главных стран? Здесь имеет значение международное разделение труда. Экономически развитые страны Европы более узко специализированы, поэтому они больше зависят от доходов, которые им дает банковское дело, туризм, торговля в виде посредничества и др.
Страны "переселенческого капитализма"
К данной категории относятся бывшие колонии Великобритании, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика. Эти страны характеризуются сохранением своей международной специализации - они экспортируют сырье и сельскохозяйственную продукцию. Отличает их от развивающихся стран тот факт, что специализация на аграрной и сырьевой отраслях строится на высокой производительности труда, также этому способствует развитая внутренняя экономика.
Страны с переходной экономикой
Пришла очередь на вопросы учительницы отвечать Соловьеву. Но ему ничего не страшно, потому что география - это его любимый урок. Многообразие стран современного мира его тоже не пугает. Соловьев четко отвечает (и правильно), что страны с переходной экономикой характеризуются тем, что в них на данный момент происходят различные процессы по преобразованию экономической деятельности в сторону внедрения рыночных механизмов.
К таким странам относятся страны Восточной и (бывшие социалистические), Прибалтика, а также СНГ. В этих мировых субъектах происходит укрепление в экономике института частной собственности, централизованная экономика сменяется "невидимой рукой рынка", потребительский рынок насыщается разнообразными товарами. Некоторые страны смогли сделать этот переход мягким с помощью "бархатных" революций, то есть проводили постепенные реформы без сильных потрясений общества. Сложившиеся за десятилетия хозяйственно-экономические связи были "разрушены" цивилизованно.
Развивающиеся страны
Продолжается урок "Многообразие стран современного мира". 10 класс затрудняется дать ответ на вопрос, какие страны являются развивающимися. И чем они отличаются от стран с переходной экономикой. Развивающиеся страны - это подавляющее количество стран всего мира, их около 132. Азия, Африка и Латинская Америка - это места их концентрации. Среди них можно увидеть много бывших зависимых и колониальных стран. Здесь проживает 80% всего населения.
Развивающиеся страны характеризуются тем, что они уже осуществили переход к рыночной экономике, но они сильно зависят от экспорта, в особенности экспорта топлива и сырья. Экономические процессы в таких странах строятся на взаимосвязи с экономикой развитых стран. Для развивающихся стран характерен низкий и средний уровень доходов.
Физико-географические страны
Мы рассматриваем многообразие стран современного мира и переходим к другому критерию их типологии. Страны также делятся по физико-географическому признаку.
Этому критерию в школе не уделяется много внимания, так как экономическая классификация считается самой важной с учетом происходящих в обществе процессов глобализации и интеграции. Но для того чтобы увидеть полнейшую картину нашего мира, учителям стоит включать эту типологию в урок. Многообразие стран современного мира в этом случае выглядит так: единство геоструктуры и движения земной коры и однородность рельефа определяют такие страны-зоны, как Арктика, Северная, Восточная и Средняя Европа, Средиземноморье, Центральная, Восточная, Северная, Юго-Восточная Азия и др.
Историко-культурная классификация
История и культура также вносят свой вклад в многообразие стран современного мира. Их основные типы по этим критериям - это, например, западно- и центральноевропейские, восточноевропейские, кавказские, среднеазиатско-казахстанские, сибирские, среднеафриканские и др. Историко-культурная классификация очень обширная и как никакая другая отражает настоящее многообразие стран современного мира.
В этой типологии страны выделяются по общности исторической судьбы, развитию социальной и экономической сферы, развитию культурных традиций, обычаев и укладу быта. Материальная и духовная культура (фольклор, традиционные искусства, национальные обряды) - главное проявление историко-культурных стран. Историко-культурная классификация является опорой и базой для исследовательской работы в этнографии - науки об особенностях какого-либо народа.
Многообразие стран современного мира огромно. Каждая страна является уникальной - свои исторически сложившиеся традиции и менталитет, экономика и политика, социальная сфера и культура. Типология стран помогает видеть исследователям мировые тенденции и закономерности развития нашего общества. А знание определенных законов может помочь в предотвращении мировых кризисов и разрешении общечеловеческих глобальных проблем. Ведь международная интеграция, как любое явление в нашей жизни, имеет две стороны - плюсы и минусы. И в силах людей остается не допустить большого влияния минусов на мировое благополучие, спокойную обстановку и достойный уровень жизни каждого человека.