Чтобы сдать бухгалтерский отчет за 2016 год, нужно воспользоваться новым бланком для передачи сведений о балансе компании. В этой статье опубликовано, как правильно заполнять данный бланк по строкам, а также конкретный пример уже полностью оформленного документа
09.11.2016Структура бухотчетности за 2016 год
Бухгалтерская отчетная документация за 2016 год передается компаниями сразу в две службы по их местонахождению:
статистическую;
налоговую.
За текущий 2016 год сдается следующая бухотчетность:
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
приложения к двум названым отчетам (это могут быть в зависимости от ситуации отчеты, касающиеся изменений капитала, движения финансов, целевого использования денежных средств).
Еще законодательством предусмотрено, что к бухотчетности можно добавлять пояснения, которые оформляются в виде текстов или таблиц. Но аудиторское заключение должно прилагаться в обязательном порядке. Именно в нем содержится подтверждение достоверности всех бухгалтерских документов. Но это делается в том случае, когда компания подлежит аудиторской проверке - ФЗ, закон №402, статья 13, пункт 10.
Компании некоммерческого типа также сдают бухотчетность, структура которой следующая:
целевое использование денежных средств;
приложения к обязательным отчетам.
Для ИП подобные отчеты по бухгалтерии сдавать нет необходимости. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена сдача бухотчетности в упрощенном варианте. Вот его основные нюансы:
В баланс сразу включают и отчетные данные о финансовой результативности, но без детализации.
Приложениях размещается только та информация, которая нужна при оценке финансового положения данной компании либо для оценивания ее финансовой результативности.
В случае отсутствия сведений для оформления названых приложений, заполняются только обязательные бланки - отчет о балансе и о финансовых результатах. Эти правила подтверждаются следующими официальными документами:
приказ №66н (пункт 6);
письмо №03-02-07/1-80 Министерства финансов нашего государства;
информация №ПЗ-3/2010 Минфина (пункт 17).
В какие сроки следует сдавать балансовый отчет за текущий 2016 год?
Бухотчетность за годовой период сдается фирмами в местную налоговую службу на протяжении 3-х месяцев с момента завершения отчетного периода, то есть года - Налоговый кодекс, статья №23 (пункт 1, подпункт 5). В статистическую службу передают данный отчет в такие же сроки - ФЗ, закон №402, статья 18 (пункт 2).
Отчетный документ со сведениями о балансе компании за 2016 года передают в соответствующие отделения местных служб к 31 марта следующего года (в нашем случае - 2017 года). Промежуточная бухотчетность, которая оформляется в компании для удобства ведения бухгалтерии, в налоговую и статистическую службы передавать не нужно.
Чистые бланки отчета (актуальны на 2016-2017 гг.)
Скачать чистые бланки для заполнения балансового отчета:
Особенности упрощенной формы финансовой отчетности за текущий 2016 год
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность включает в себя Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и Отчет о целевом использовании средств. Для отчета за 2016 год используются следующие ключевые даты:
В упрощенной форме баланса заполняют две обязательные части:
актив - внеоборотные и оборотные величины;
пассив - величины своего капитала, заемных финансов, кредиторских задолженностей.
Итоговые результаты по данным разделам записываются в С1600 и С1700, при этом их цифровые значения должны быть равны между собой. Остальные строки также имеют свою кодировку, которая проставляется в дополнительном столбце (его вносят в отчет самостоятельно). Такая кодировка проставляется по цифровому показателю, что имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя - приказ №66н (пункт 5).
В укрупненные статьи балансового отчета по УСН за 2016 год входят:
1. Материальные внеоборотные активы (основные денежные средства + незавершенные капиталовложения в них). | 1. Капиталы и резервы (уставной капитал + добавочный и резервный капитал + нераспределенная прибыль + непокрытый убыток + переоценка основных денежных средств (активы нематериального типа) + свои же акционные бумаги (которые были выкуплены для последующего аннулирования) либо доли учредителей). |
2. Нематериальные, финансовые внеоборотные активы (нематериальные активы + долгосрочные денежные средства, с включением результатов исследований, незавершенные вложения в активы нематериального типа, исследования). | 2. Заемные средства долгосрочного типа (деньги, полученные в результате кредитов или займов долгосрочного характера). |
3. Запасы (такая же статья существует в общем варианте балансового отчета). | 3. Заемные средства краткосрочного типа (деньги, полученные по займам или кредитам краткосрочного характера). |
4. Денежные средства и эквиваленты (такая же статья существует в общем варианте балансового отчета). | 4. Кредиторская задолженность (цифровой показатель суммы задолженности компании краткосрочного типа перед кредиторами). |
5. Финансовые и другие активы оборотного типа (краткосрочные вложения + дебиторская задолженность + прочие активы). | 5. Другие обязательства (краткосрочного и долгосрочного характера). |
Особенности общей формы балансового отчета за 2016 год
Особенности общей формы балансового отчета подаются в приказе №66н, а именно в приложении №1 к нему. Этой формой могут пользоваться и субъекты малого предпринимательства, хотя для них разработан упрощенный вариант данного отчета.
Балансовый отчет по этой форме также содержит несколько граф, в которых должны отражаться показатели по следующим датам (для 2016 года):
Рассмотрим теперь все нюансы по каждой графе отдельно.
№1 - проставляется номер пояснения к балансовому отчету (при наличии пояснительной записки),
№3 - дополнительно добавленная графа для построчной кодировки.
Как и упрощенная форма, общая имеет две основных части:
Актив - отражает размеры всех активов, как оборотных, так и необоротных.
Пассив - отражает величину своих собственных капиталов + заемные средства + кредиторская задолженность.
Расписываем балансовый отчет по разделам:
Раздел №1 - активы внеоборотного характера.
Активы нематериального типа. В С1110 прописывают остаточную стоимость активов нематериального типа (в соответствии с приказом №153н Минфина нашего государства, а именно с пунктом №3 ПБУ 14/2007).
К объектам активов нематериального типа относятся те, что подходят по следующим критериям:
способность приносить выгоду в экономическом плане;
возможность идентификации (выделения/отделения) от иных активов;
предназначенность для применения на протяжении длительного временного периода (свыше 12 месяцев);
достоверное определение первоначальной стоимости объекта (по факту);
нет в наличии материально-вещественной формы.
Пример: если названные условия совпадают, то объект относят к активам нематериального типа - это произведения науки, литературы, искусства, различные изобретения, секретные разработки, товарные знаки и т.д. Помимо этого к ним можно причислить и деловую репутацию, которая может появиться при покупке компании в качестве имущественного комплекса (хотя это может быть только его часть).
Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующий нюанс: к активам нематериального типа нельзя отнести расходы, что связаны с организацией самой компании (юрлица), качества персонала компании - интеллектуального и делового, квалификационные способности и отношение к трудовой деятельности - ПБУ 14/2007, пункт 4.
С1120 - результаты исследований и разработок, что учитываются на счете «04» (нематериальные активы).
С1130 - С1140 - показатели поисковых активов, как материальных, так и нематериальных (для компаний, что являются пользователями недр, они отражают в этих строках затраты, используемые на освоение природных ресурсов - ПБУ 24/2011, согласно с приказом №125н Минфина нашего государства).
С1150 - средства основного типа. В эту строку вписывают показатель остаточной стоимости денежных средств основного типа по амортизируемым объектам, для неамортизируемого объекта - показатель первоначальной стоимости. Те активы, что причисляются к средствам основного типа, в обязательном порядке должны соответствовать ПБУ 6/01 (пункт 4), по приказу №26н Минфина. Названные объекты в обязательном порядке имеются в собственности компании или в праве оперативного управления либо в ведении хозяйства. К средствам основного типа относится еще и имущество, которое компания получает на основании лизингового договора с последующим учетом на балансе получателя этого лизинга. Те объекты, что попадают под обязательный регистрационный учет на правах собственности, также относятся к средствам основного типа (как только будут учтены на балансе компании).
Стоит обратить внимание на то, что в данном разделе отсутствует отражение расходов на строительство недвижимых объектов - строка «Незавершенное строительство». Эти расходы вносятся в данную строку С1150 - ПБУ 4/99 (пункт 20), в соответствии с приказом №43н Минфина. Хотя можно добавить дополнительную строчку для расшифровки расходов по незавершенному строительству.
С1160 - сведения о доходных вложениях в матценности. К ним, в первую очередь, относят остаточную стоимость имущества, которое сдается в аренду (то есть лизинг), с последующим учетом на счете «03». В том случае, когда данное имущество применялось в связи с другими потребностями производства, а уже после этого будет сдаваться в аренду, то его отражение производится на отдельном субсчете счета «01» - состав средств основного типа. А вот перевод стоимости средств основного типа в доходные вложения и наоборот не производится - письмо №ГВ-6-21/418@ ФНС (от 19.05.05 г.).
С1170 - финансовые вложения долгосрочного характера (на срок более 12 месяцев), краткосрочные отражаются в С1240 - это раздел №2, строка «Оборотные активы». К долгосрочным вложениям относят инвестиции в дочерние общества. Учитываются финансовые вложения в той сумме, которая и была затрачена для их приобретения. При этом стоимость своих акций, которые были выкуплены у акционеров компании для последующей их перепродажи либо аннулирования (С1320) + беспроцентные займы, что выдаются рабочим компании, не следует относить к финансовым вложениям (С1190 - долгосрочного типа, С1230 - краткосрочного типа) - ПБУ 19/02 (пункт 3), в соответствии с приказом №126н Минфина (от 10.12.02 г.).
С1180 - отложенные налоговые активы должны вносится налогоплательщиками налога на прибыль (для УСН - «-»).
С1190 - показатели по прочим активам внеоборотного типа, если они не были еще вписаны в другие строки раздела №1.
Раздел №2 - активы оборотного типа.
С1210 - цифровой показатель стоимости запасов материального характера, его расшифровка требуется в том случае, когда данные показатели вписаны в С1210 (то есть являются существенными). Для расшифровки нужно добавить следующие строки:
материалы/сырье;
затраты по незавершенному производству;
продукция в уже готовом виде, а также товары для последующей перепродажи;
отгруженные товары.
С1220 - цифровой показатель налога на добавленную стоимость, который начисляется на приобретенные ценности. Для тех, кто работает по «упрощенке», заполнение данной строки должно быть согласовано с учетной политикой компании, а именно с суммой «входного» НДС (отражается на счете «19»), при этом такие компании не могут быть самостоятельными плательщиками НДС - НК, статья №346.11 (пункт 2).
С1230 - прописывается дебиторская задолженность краткосрочного типа, которая требует погашения на протяжении одного года.
С1240 - финансовые вложения, кроме денежных эквивалентов (займы, которые предоставляются компании на период менее 12 месяцев). При определении текущей рыночной стоимости вложений нужно использовать все доступные сведения, в том числе и информацию от иностранных организаторов торговли - письмо №07-02-18/01 Минфина (от 29.01.09 г.). Если подобное определение рыночной стоимости по уже оцененному раньше объекту не может быть возможным, то записывают показатель стоимости по последнему результату оценивания.
По строке «Денежные средства и вложения» суммируются цифровые показатели стоимости денежных эквивалентов (сальдо субсчета счета «58») + остатки по счетам (счета «50», «51», «52», «55» и «57»). Подробнее о денежных эквивалентах можно узнать из Положения - ПБУ 23/2011, что утверждается приказом №11н Минфина нашего государства (от 02.02.11 г.). Например, это депозиты до востребования, которые открыты в кредитных организациях.
С1260 - другие активы оборотного типа, что не были внесены в другие строки данного раздела №2.
Раздел №3 - капитал и резервы.
С1310 - показатель величины уставного капитала:
складочный капитал;
уставный фонд;
товарищеские вклады.
Цифровой показатель по этой строке должен совпадать с показателем, зафиксированным в учредительной документации фирмы.
С1320 - свои акции или доли учредителей, выкупленные ранее у акционеров компании, но не для продажи (те, что в последствие будут перепроданы, вносятся в С1260). Они должны быть аннулированы, в результате чего происходит уменьшение уставного капитала. Поэтому данный показатель записывается в скобках, так как имеет отрицательную величину.
С1340 - показана переоценка активов внеоборотного типа. Это дооценка объектов, что относятся к основным средствам, + активы нематериального типа (счет «83» - добавочный капитал).
С1350 - цифровой показатель суммы добавочного показателя (он берется без суммы переоценки со С1340).
С1360 - показатель остатка резервного фонда. К резервам относят:
те, что образованы по требованию законодательной системы нашего государства;
те, что созданы по учредительным документам.
Расшифровка не нужна только в том случае, если перечисленные показатели не имеют существенного влияния.
С1370 - показывается накопленная за все годы прибыль компании, которая не была распределена, также сюда вносят непокрытый убыток с отрицательным показателем.
Составляющие этих показателей можно расписать в дополнительно добавленных строках (это и будет расшифровка финансовой результативности - прибыли/убытка).
Раздел №4 - долгосрочные обязательства.
С1410 - заемные средства долгосрочного типа (то есть срок погашения составляет более одного года).
С1420 - плательщики налога на прибыль записывают информацию об отложенных налоговых обязательствах (те, кто работает по УСН, ставят «-»).
С1430 - оценочные обязательства записываются тогда, когда компания при ведении бухгалтерского учета признает их - ПБУ 8/2010 (в соответствии с приказом №167н Минфина). Это не относится к субъектам малого бизнеса.
С1450 - другие обязательства долгосрочного характера, что не были внесены в данный раздел №4.
Раздел №5 - краткосрочные обязательства.
С1510 - задолженность по заемным средствам краткосрочного характера (то есть тем, что были взяты на период до одного года). Даная величина должна отражаться с учетом процентов, которые нужно уплатить в конце отчетного периода.
С1520 - цифровой показатель общей суммы задолженности по кредиту краткосрочного характера.
С1530 - информация о доходах будущих отчетных периодов. Но это должно быть предусмотрено положениями бухучета. Рассмотрим на примере: компания получает определенные денежные суммы из бюджета или денежные суммы целевого финансирования. Подобные финансы учитываются как доходы будущих периодов. Это счета «98» и «86» - ПБУ 13/200 (пункты 9 и 20), в соответствии с приказом №92н Минфина нашего государства.
С1540 - оценочные обязательства краткосрочного характера (сходные со С1430), то есть заполнение происходит только тогда, когда подобные обязательства официально признаны в бухучете самой компании.
С1550 - другие обязательства краткосрочного характера, что еще не были внесены в другие строки раздела №5.
Информационная таблица: сведение строк балансового отчета (общая форма)
№ раздела, наименование |
Построчная кодировка |
Контроль |
№1 - активы внеоборотного типа |
Дт04 (без расходов НИОКР) - Кт05 |
|
Дт04 (расходы на НИОКР) |
||
Дт08 (расходы на нематериальные поисковые затраты) |
||
Дт08 (расходы на материальные поисковые затраты) |
||
Дт01 - Кт02 (амортизация основных средств) + Дт08 (расходы на незавершенное строительство) |
||
Дт03 - Кт02 (амортизация вложений доходного типа) |
||
Дт58 + Дт 55 (субсчет «Депозитные счета») + Дт73 (субсчет «Расчеты по предоставленным займам) - Кт59 (резерв по финансовым вложениям долгосрочного характера) |
||
Цифровой показатель стоимости активов внеоборотного типа, что не учитываются в других строках раздела №1 |
||
№2 - активы оборотного типа |
Сумма дебетовых сальдо следующих счетов: 10, 11, 20, 21, 23, 28, 29, 43, 44, 45 +Дт41-Кт42+Дт15+Дт16 (либо Дт15-Кт16)- Кт14+Дт97 (расходы краткосрочного типа) |
|
Дт62+Дт60+Дт68+Дт69+Дт70+Дт71+Дт73 (не считая процентных займов) +Дт75+Дт76-Кт63 |
||
Дт58+Дт55 (субсчет «Депозитные счета») +Дт73 (субсчет «Расчеты по предоставленным займам») - Кт59 (резерв по финансовым вложениям краткосрочного типа) |
||
Дт50+Дт51+Дт52+Дт55+Дт57-Дт55 (субсчет «Депозитные счета») |
||
Показатель стоимости активов оборотного типа, что не вошли в раздел №2 |
||
С1200 (итог по разделу №2) |
Сумма строк: с С1210 по С1260 |
|
С1600 (баланс) |
||
№3 - капитал и резервы |
||
Кт83 (суммы дооценки средств основного типа и активов нематериального типа) |
||
Кт83 (без сумм дооценки средств основного типа и активов нематериального типа) |
||
С1300 (итог по разделу №3) |
Сумма строк: со С1310 по С137 (отрицательный показатель полученного результата берут в скобки) |
|
№4 - обязательства долгосрочного типа |
Кт67 (исключают начисленные проценты, которые на момент оформления отчета имеют срок погашения до одного года, они показаны в С1510) |
|
Кт96 (учитываются лишь оценочные обязательства долгосрочного типа) |
||
Задолженность долгосрочного типа, что не была отражена в других строках раздела №4 |
||
С1400(итог по разделу №4) |
Сумма цифровых показателей строк: с С1410 по С1450 |
|
№5 - обязательства краткосрочного типа |
Кт66+Кт67 (при этом учитываются начисленные проценты со сроком погашения до одного года) |
|
Кт60+Кт62+Кт76+Кт68+Кт69+Кт70+Кт71+Кт73+Кт75 (учитывается только задолженность краткосрочного типа) |
||
Кт98+Кт86 (для целевого финансирования из бюджета) |
||
Кт96 (лишь оценочные обязательства краткосрочного типа) |
||
Суммы цифровых показателей задолженностей по обязательствам краткосрочного типа, что не были учтены в других строках раздела №5 |
||
С1500 (итог по разделу №5) |
Сумма показателей строк: с С1510 по С1550 |
|
С1700 (баланс) |
С1300+С1400+С1500 |
При правильном внесении всех данных цифровые показатели следующих строк будут равны: С1600=С1700. Если результат не совпадет, значит в балансовом отчете есть ошибка.
Пример заполнения бланка балансового отчета для УСН за 2016 год (с образцом)
Компания «Надежда» зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью в текущем 2016 году. При этом она работает по «упрощенке». Нам известны следующие данные, которые потребуются для заполнения балансового отчета:
Сотрудник бухгалтерии ООО «Надежда» заполнил бланк балансового отчета за 2016 год по двум формам - общей и упрощенной.
Общими в заполнении будут следующие ключевые моменты:
полное название компании;
вид основной деятельности;
организационно-правовая форма;
форма собственности;
перечеркнута единица измерения, не участвующая в расчетах (в нашем случае все показатели измеряются в тысячах рублей);
местонахождение компании (ее точный адрес);
кодировочная система.
Прочерки проставлены в обеих формах в двух последних графах, так как компания «Надежда» прошла процедуру регистрации в текущем 2016 году. Поэтому обязательно заполнить нужно только графу №4, ведь компания является вновь созданной. Здесь записываются сведения на 31 декабря отчетного годового периода (в нашем случае это 2016 год).
Дополнительно следует добавить графу №3, в которой записывается построчная кодировка.
С1110 - активы нематериального типа: Дт счета «04» минус Кт счета «05» = 100 тысяч рублей - 3 тысячи 340 рублей = 96 тысяч 660 рублей (но так как все цифровые показатели должны иметь вид целого числа, то в бланк записывается цифра «97»).
С1150 - средства основного типа: Дт счета «01» минус Кт счета «02» = 600 тысяч рублей - 20 тысяч 40 рублей = 579 тысяч 960 рублей (в отчет вносится цифра «580»).
С1170 - финансовые вложения: Дт счета «58» = 150 тысяч рублей (такое вложение будет долгосрочного типа).
С1100 - сводный итог: С1110+С1150+С1170=97 тысяч рублей+580 тысяч рублей+150 тысяч рублей = 827 тысяч рублей.
Внесение данных по активам оборотного типа:
С1210 - запасы: Дт счета «10» + Дт счета «43» = 17 тысяч рублей + 90 тысяч рублей = 107 тысяч рублей.
С1220 - НДС по приобретенным ценностям: Дт счета «19» = 6 тысяч рублей.
С1250 - денежные средства и эквиваленты: Дт счета «50» + Дт счета «51» = 15 тысяч рублей + 250 тысяч рублей = 265 тысяч рублей.
С1200 - сводный итог: С1210+С1220+С1250=107 тысяч рублей + 6 тысяч рублей + 265 тысяч рублей = 378 тысяч рублей.
С1600 - итог: С1100+С1200=827 тысяч рублей + 378 тысяч рублей = 1205 тысяч рублей.
Все другие строки графы №4 имеют «-».
Теперь последовательность заполнения пассива в балансовом отчете.
С1310 - уставный капитал: Кт счета «80» = 50 тысяч рублей.
С1360 - резервный капитал: Кт счета «82» = 10 тысяч рублей.
С1370 - нераспределенная прибыль и непокрытый убыток: Кт счета «84» = 150 тысяч рублей (так как показатель с положительным знаком, то он в скобки не берется).
С1300 - сводный итог: С1310+С1360+С1370=50 + 10 + 150 = 210 тысяч рублей.
С1520 - кредиторская задолженность краткосрочного типа: Кт счета «60» + Кт счета «62» + Кт счета «70» = 150 + 506 + 89 + 250 = 995 тысяч рублей.
С1500 дублирует показатель С1520 (это связано с тем, что другие строки данного раздела №5 остаются не заполненными).
С1700 - сводный итог: С1300+С1500=210+995=1205 тысяч рублей.
Оставшиеся строки пассива имеют «-», так как нет соответствующей информации в наличии.
Результаты С1600 и С1700 равны, это 1205 тысяч рублей. Так как баланс в отчете сошелся, значит, данные внесены без ошибок.
Графа №2 добавлена работником бухгалтерии самостоятельно, чтобы вписать в нее построчную кодировку. А в графе №3 проставлены цифровые показатели.
С1150 - стоимость средств основного типа = 580 тысяч рублей.
С1170 - финансовые вложении и нематериальные активы внеоборотного типа: 97+150= 247 тысяч рублей.
С1210 - запасы = 107 тысяч рублей.
С1250 - денежные средства и эквиваленты = 265 тысяч рублей.
С1260 - активы оборотного типа, что не вошли в другие строки = 6 тысяч рублей.
С1600 - сводный итог раздела актива: С1150+С1170+С1210+С1250+С1260.
Теперь рассмотрим пассив балансового отчета.
С1370 - нераспределенная прибыль по строке «Капиталы и резервы»: 50+10+150=210 тысяч рублей (высчитывается по показателю, что имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя).
С1520 - кредиторская задолженность краткосрочного типа = 995 тысяч рублей.
Другие строки графы №3 остаются с «-», потому что информация отсутствует. В графе №2 также можно ставить «-» или проставить соответствующую показателю кодировку.
С1700 - итог по пассиву: С1370+С1520.
Так как при сверке результатов итоговых строк - С1600 и С1700, мы получаем одинаковое число - 1205 тысяч рублей, то балансовый отчет заполнен правильно.
Эти формы подписывает руководящий работник компании «Надежда». После этого проставляется дата подписания документов.
Светлана
А что разве Упрощенна бухотчетность предоставляется на старых бланках Форма по КНД 0710096, а не на Форма по КНД 0710099
В настоящее время государство требует представлять баланс только 1 раз в год: в любой подходящий день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса указаны и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Налоговикам и в статистику такую отчетность передавать не требуется.
Баланс в ИФНС можно представить как в электронном виде , так и на бумаге . Но с отчетности за 2019 год правила меняются .
А с 01.06.2019 изменились формы баланса и остальной бухотчетности (приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н). Ключевые изменения таковы:
- теперь отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
- ОКВЭД в шапке заменен на ОКВЭД 2;
- в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения произошли в форме 2. Подробнее о них см. .
Не успел сдать отчет вовремя — неминуемо наступит наказание. К счастью, его величина не зависит от показателей баланса, как это бывает в случае опоздания с налоговой декларацией.
Если не отправить налоговикам баланс или сделать это с задержкой, предъявят штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 руб.
Если баланс не получат органы статистики, то размер наказания составит в случае нарушения, совершенного впервые, 10 000-20 000 руб. для должностных лиц и 20 000-70 000 руб. для юрлиц (п. 1 ст. 13.19 КоАП РФ). При повторном проступке штрафы увеличатся соответственно до 30 000-50 000 и 100 000-150 000 руб. (п. 2 ст. 13.19 КоАП РФ).
Обычно отчетный период равен году. За это время нужно составить баланс и представить его во все инстанции в установленные сроки.
Но можно зарегистрироваться и начать работать с любой даты внутри календарного года, и тогда отчетный период будет меньше традиционного. При этом сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчетного периода.
Другой случай — ликвидация компании. Для такой компании отчетный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а для подготовки и сдачи отчетности применяется тот же 3-месячный срок.
Подробнее о том, куда предоставляется ликвидационный баланс, читайте в материале «Куда представить ликвидационный баланс» .
Увеличенный отчетный период возникает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2019 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчетный период увеличивается и продолжается с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года. На установленный законодательно срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.
Итоги
Сдавать отчетность нужно не позднее установленных законом сроков. Несдача баланса или задержка его представления приведет к штрафам.
Бюджетная отчетность в налоговую за 2018-2019 годы предоставляется по несколько иным правилам, нежели отчетность коммерческой организации или предпринимателя. Ниже в статье вы можете ознакомиться с особенностями налоговой отчетности бюджетных учреждений и сроками ее сдачи.
Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения
Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.
Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» .
Конечным продуктом бухгалтерского учета экономического субъекта, в том числе и госучреждения, является бухгалтерская отчетность. Согласно п. 4 ст. 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ состав отчетности бюджетного учреждения должен определяться в соответствии с бюджетным законодательством.
До наступления 2013 года бюджетные учреждения сдавали отчетность в соответствии с отраслевыми НПА в вышестоящие органы. Обязанность сдавать бухотчетность в налоговую инспекцию появилась у бюджетников в 2013 году (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Основные нормативные акты, определяющие порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения в налоговую инспекцию и иные госорганы, следующие:
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ — утверждена приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — утверждена приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.
Указанные документы содержат список форм, которые входят в состав отчетности бюджетных организаций. Но сам перечень сдаваемой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений в ИФНС приведен в письме Минфина РФ от 28.03.2013 № 02-06-07/9937. Получатели бюджетных средств должны сдавать баланс распорядителя (администратора) бюджетных средств по форме 0503130.
У бюджетных и автономных учреждений список отчетности, которую нужно сдать в налоговые органы, шире:
- баланс учреждения (форма 0503730);
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности — по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения — по форме 0503721;
- сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчетность за 2018 год составлять нужно на новых бланках .
О том, какой план счетов используется бюджетными учреждениями, читайте в этой статье .
Консолидированную отчетность госучреждения в налоговую инспекцию не сдают.
Если госучреждение ликвидируется, то оно должно предоставить ликвидационный баланс госучреждения по форме 0503830. При реорганизации составляется разделительный баланс по той же форме.
Отчетность госучреждение может сдать в налоговую на бумаге или в электронном виде (приказ ФНС РФ от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207). Форматы для сдачи бухотчетности бюджетниками в электронном виде утверждены приказом ФНС РФ от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@.
Кроме того, госучреждения обязаны отчитываться по имущественным налогам в том же порядке, как и коммерческие компании: если у бюджетного учреждения есть транспорт, движимое или недвижимое имущество, участок земли, то нужно сдавать соответствующие декларации и уплачивать налог в сроки, установленные для плательщиков данных налогов.
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями
Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.
Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.
Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.
По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года. То есть за 2018 год бюджетники должны сдать бухотчетность в налоговую до 01.04.2019 (перенос с воскресенья 31 марта). При этом организации госсектора освобождены от необходимости сдавать отчеты в органы статистики (ч. 1 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Штраф за несдачу бухотчетности в налоговую равен 200 руб. за каждую форму (ст. 126 НК РФ). Возможен также административный штраф на должностных лиц 300-500 руб. О планах Минфина по повышению штрафов см. материал «За несданную отчетность будут штрафовать на 700 тыс. руб.?»
Декларации по налогам бюджетники сдают на общих основаниях. График сдачи можно посмотреть .
Итоги
Как и другие экономические субъекты страны, бюджетные учреждения должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Порядок сдачи бухотчетности для бюджетников отличается от остальных организаций специфическим перечнем форм отчетности, утвержденным приказом Минфина, и нюансами для форматов сдачи, установленными письмами ФНС.
Значительная часть изменений, внесенных в Инструкции о порядке составления, представления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее – , ) и , обусловлена изменениями порядка применения бюджетной классификации, а именно – исключением кодов КОСГУ из кода классификации расходов бюджета начиная с исполнения бюджетов в 2016 году.
НАША СПРАВКА
На официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность") размещены проекты контрольных соотношений для квартальной бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
В первую очередь изменения коснулись порядка формирования отчетности, содержащей сведения о кассовом исполнении бюджета участниками бюджетного процесса, а также сведения о кассовом исполнении Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями. Так, из положений исключено требование о формирования Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127) в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом изменения не коснулись самой формы Отчета об исполнении бюджета (форма 0503127).
ОНЛАЙН-СЕМИНАР
Актуальные вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Скорректирован также порядок составления Сведений об исполнении бюджета (форма 0503164), формируемых на основании Отчета (форма 0503127): из состава кода бюджетной классификации, указываемого в графе 1 разделов "Расходы бюджета" и "Источники финансирования дефицита бюджета", начиная с 2016 года исключен код главы по БК ().
Для бюджетных и автономных учреждений состав Пояснительной записки (форма 0503760) дополнен Сведениями об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (форма 0503295) (). Сведения (форма 0503295) содержат обобщающую информацию по всем видам деятельности учреждения и представляются учреждениями ежеквартально. Информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (форма 0503760).
Отдельно остановимся на тех нововведениях, которые должны учитывать все государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные) при подготовке отчетных форм в 2016 году.
В целях отражения сумм отложенных обязательств раздел "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" Отчета о бюджетных обязательства (форма 0503128) и Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738) дополнены соответствующей строкой 911.
Из состава форм, представляемых в составе Пояснительной записки (форма 0503160, форма 0503760), исключены Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176, форма 0503776) , ).
Изменены формы Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169, форма 0503769) – отчет дополнен графами для детализации показателей, характеризующих уменьшение и увеличение задолженности, в том числе по неденежным расчетам ( , ).
В целях отражения аналитической информации о движении просроченной дебиторской и кредиторской задолженности Сведения (форма 0503169, форма 0503769) дополнены соответствующим разделом 3.
Начиная с 2016 года Сведения (форма 0503169) формируются получателями бюджетных средств раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, средства во временном распоряжении) ().
ВНИМАНИЕ
Не забудьте, что по общему правилу показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности в 2016 году формируются с учетом переноса показателей по счетам на 1 января 2016 года, произведенного в межотчетный период согласно положениям письма Минфина России от 14 марта 2016 г. № 02-07-07/14989.
Отражение возврата дебиторской задолженности прошлых лет и возврата остатков субсидий в отчетности бюджетных и автономных учреждений
Уже начиная с отчетности за 2015 год операции по восстановлению расходов прошлых лет, произведенных в отчетном периоде, в Отчете (форма 0503737) не подлежали отражению в строках, детализирующих строку 200 раздела "Расходы учреждения" Отчета (форма 0503737), а отражались обособленно – в строке 300 Отчета (форма 0503737).
В то же время до внесения изменений в Инструкцию № 33 Приказом № 199н оставался не урегулированным порядок отражения в Отчете (форма 0503737) операций по возврату неиспользованных остатков субсидий, полученных учреждениями в прошлом году и возвращенных в отчетном периоде. При этом ранее специалисты финансового ведомства указывали: операции по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями отражался в разделе "Доходы учреждения" Отчета (форма 0503737) по строке 104 со знаком "минус" (см., в частности, ).
Начиная с 2016 года порядок отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет в Отчете (форма 0503737) и Отчете (форма 0503723) не позволяет квалифицировать указанные операции в качестве "доходных" и "расходных" операций.
Так, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", операции по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов прошлых лет подлежат отражению:
- в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (форма 0503737) ();
- в разделе "Изменение остатков средств" Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) (п. 55.1 Инструкции № 33н).
Исходя из положений п. 55.1 Инструкции № 33н учет на забалансовых счетах 17 и 18 операций по возврату остатков субсидий прошлых лет и восстановлению кассовых расходов должен быть организован, в том числе и в разрезе кодов КОСГУ (510 и 610).
Порядок отражения на забалансовых счетах 17 и 18 указанных операций в разрезе аналитических данных по видам поступлений и выбытий положениями , и не установлен. Соответственно, такой порядок желательно определить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Отчет об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737)
Изменения, внесенные в порядок формирования Плана ФХД и от 17 декабря 2015 г. № 201н, повлекли изменения порядка формирования Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737). были внесены изменения, касающиеся как самой формы Отчета об исполнения учреждением Плана ФХД (форма 0503737), так и порядка отражения отдельных показателей Отчета (форма 0503737). При этом алгоритм формирования Отчета (форма 0503737) остался прежним.
При формировании Отчета (форма 0503737) следует учесть следующие изменения:
Подробнее с особенностями составления Отчета (форма 0503737) и примерами его заполнения Вы можете ознакомиться в материалах "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера"
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
В бланке формы отсутствует "привязка" к конкретным кодам статей (подстатей) КОСГУ строк, детализирующих:
- строку 010 раздела "Доходы";
- строку 200 раздела "Расходы";
- строки 520 и 620 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения".
Формирование показателей отчета по строкам осуществляется с указанием:
- кода аналитической группы подвида доходов – в разделе 1 Отчета (форма 0503737);
- кода видов расходов – в разделе 2 Отчета (форма 0503737);
- кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов – в разделе 3 Отчета (форма 0503737).
При отсутствии показателей строки не формируются.
Раздел "Источники финансирования дефицита средств учреждения" дополнен строкой 590 "Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:
"Движение денежных средств", отражающей сумму показателей:
- строки 591 "Поступления денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по возврату сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет;
- строки 592 "Выбытия денежных средств прочие" (формируется на основании показателей по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений, а также возврату остатков субсидий прошлых лет).
В строке 910 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" подлежит отражению сумма возвращенных остатков субсидий прошлых лет. Ранее отражаемые в строке 910 суммы восстановленных расходов прошлых лет подлежали отражению в строке 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет".
Несмотря на исключение кодов КОСГУ из классификации расходов бюджета, КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации РФ и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Отчет о движении денежных средств (форма 0503123)
В 2016 году в составе бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета представляется Отчет о движении денежных средств (форма 0503123) (п. 146-150.2 Инструкции № 191н).
ВНИМАНИЕ
Отчет (форма 0503123) формируется в разрезе кодов статей (подстатей) КОСГУ и содержит обобщающие данные о движении денежных средств:
- на счетах, открытых в кредитных организациях;
- на лицевых счетах в казначейский органах;
- в кассе учреждения.
В целях корректного формирования Отчета (форма 0503123) на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", получателем бюджетных средств в рамках учетной политики должен быть организован аналитический учет поступлений и выбытий в разрезе кодов КОСГУ. Отчет (форма 0503123) включает следующие разделы:
- раздел 1 "Поступления" (отражается информация о поступлениях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
- раздел 2 "Выбытия" (отражается информация о выбытиях денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям);
- раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается информация об увеличении и уменьшении остатков денежных средств по текущим инвестиционным, финансовым операциям, включая операции со средствами во временном распоряжении);
- раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная в разрезе кодов раздела, подраздела классификации расходов бюджета информация по выбытиям, отраженным по строкам 220 и 310 раздела 2 "Выбытия").
ПРИМЕЧАНИЕ
При формировании Отчета (форма 0503123) следует учитывать, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет не включаются в показатель строки 052 раздела 1 "Поступления", а подлежат отражению в строке 421 раздела 3 "Изменение остатков средств". В бюджетном учете и отчетности возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается по коду 510 КОСГУ.
Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503123) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.
Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723)
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений, представляемой начиная с 2016 года, дополнен Отчетом о движении денежных средств учреждения (форма 0503723), порядок формирования которого установлен п.п. 55.1, 55.3 Инструкции № 33н.
ВНИМАНИЕ
В соответствии с Отчет о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) представляется начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2016 года. Кроме того, Минфином России подготовлен проект изменений в , согласно которым Отчет (форма 0503723) подлежит формированию в составе полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности (см. подп. "а" п. 1.3 Приложения № 4 к проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации").
Основанием для отражения показателей в Отчете (форма 0503723) являются аналитические данные по по видам поступлений и выбытий, отраженные на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам:
- 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
- 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений);
- 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации;
- 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации";
- 0 201 34 000 "Касса";
- 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".
Отчет (форма 0503723) содержит обобщающие показатели по всем видам деятельности учреждения, сгруппированные по разделам:
- раздел 1 "Поступления" (отражаются поступления денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
- раздел 2 "Выбытия" (отражаются выбытия денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов);
- раздел 3 "Изменение остатков средств" (отражается увеличение и уменьшение остатков денежных средств по текущим, инвестиционным, финансовым операциям с учетом возвратов, а также курсовая разница);
- раздел 4 "Аналитическая информация по выбытиям" (отражается детализированная информация по выбытиям, отраженным по строкам 220, 310 раздела 2 "Выбытия").
ПРИМЕЧАНИЕ
Показатели в граформа 5 "За аналогичный период прошлого финансового года" Отчета (форма 0503723) подлежат заполнению начиная с отчетности за 2017 год.
Анна Шершнева
,
эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса