охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
Задание № 12. Выберите один вариант ответа:Социальная структура общества - это:
А) основа общества;
Б) организация общества;
В) виды социальных общностей и отношения между ними;
Г) строение общества в целом.
Задание № 13. Выберите один вариант ответа:
Социальная общность - это:
А) умозрительная абстракция,
Б) совокупность индивидов;
В) самостоятельный субъект социального действия, образованный на базе сущностных признаков.
Задание № 14. Выберите один вариант ответа:
Социальный статус - это:
А) степень признания обществом достоинства личности,
Б) положение индивида или группы в социальной системе, связанное с определенной совокупностью прав, обязанностей;
В) целостность социальных свойств человека, результат общественного развития индивида.
Задание №15. Какой из перечисленных статусов является приписанным, а какой достигнутым?
Укажите типы социальных статусов:
А) Дворянин Г) Царь Ё) Негр
Б) Экономист Д) Преступник Ж) Депутат
В) Президент Е) Безработный
Задание 16. Что из перечисленного относится к социальным институтам?
Б)Трудовой коллектив Е)Система образования
В)Дуэль Ё)Морское пароходство
Г)Система здравоохранения Ж)Общество садоводов
Д)Государство
Задание № 17. Выберите один вариант ответа:
Что такое социальная роль:
А) модель поведения, соответствующая социальному статусу;
Б) то, что человек хотел бы делать в жизни;
В) желание предстать перед другими в определенном образе.
Задание № 18. Выберите один вариант ответа:
Как называется изменение социального статуса личности
Б) карьера;
В) социальная мобильность.
Задание № 19. С какими основными социологическими понятиями связано понятие социального института?
Асоциальная стратификация. Д) Совокупность социальных статусов и
В) Социальные процессы. ролей.
Б) Социальная мобильность Е) Социальные движения.
Г) Социальные организации. Ё) Социально-демографические
Характеристики людей.
Задание № 20. Выберите один вариант ответа:
Социальный конфликт - это"
А) социальная напряженность,
Б) борьба мнений;
В) субъективное осознание людьми противоречивости своих интересов,
Г) конфликтность
Задание № 21 Выберите один вариант ответа
Объект конфликта - это
A) предметы быта, культуры,
Б) фрагмент материальной, социальной, политической реальности, который служит основанием этой проблемы (территория, недра, распределение власти, язык и др.);
B) столкновение интересов по поводу распределения материальных и иных благ и выгод.
Задание № 22 Что в социологии понимается под "выборкой"?
А) отбор респондентов,
Б) выбор методов исследования,
В) отбор объективной информации.
Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодойчеловек, с прекрасными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
Назовите 6 выдающихся людей нашего времени. Обьясните в чём их заслуги. Я начала с Тайры Бэнкс- знаменитой модели и телеведущей, думаю, что правильнобыло бы написать ещё Джоану Роулинг- выдающуюся писательницу, а дальше... Помогите пожалуйста.
1. Приведите примеры выдающихся людей, принадлежащих к разным расам. Заполните таблицу
Сфера деятельности Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Политические деятели Михаил Горбачев, Ангела Меркель, Шарль де Голль Мао Дзедун, Ясир Арафат, Акихито Нельсон Манделла, Мартин Лютер Кинг, Барак Абама Актеры Никита Михалков, Бриджит Бардо, Жан-Поль Бельмондо Брюс Ли, Джеки Чан, Миура Харума Деймон Уэйнс, Эдди Мерфи, Ванесса Уильямс Музыканты Людвиг ван Бетховен, Мстислав Растропович, Никколо Паганини Ванесса Мэй, Виктор Цой Луи Армстронг, Майкл Джексон, Джими Хендрикс Спортсмены Михаэль Шумахер, Андре Агасси, Сергей Бубка Пак Чжи Сун, Константин Дзю Мухамед Али, Майкл Джордан, Пеле
2. Сопоставьте карту «Государства мира» в атласе и карту на рисунке 101 в учебнике. Приведите по два примера стран, в населении которых преобладают представители разных рас.
Европеоидная: Великобритания, Дания
Монголоидная: Монголия, Япония
Негроидная: Сомали, Чад
3. С помощью дополнительных источников информации приведите примеры стран с самой большой численностью населения. Укажите, на каком материке расположена каждая страна.
а) Китай - Евразия
б) Индия - Евразия
в) США - Северная Америка
г) Индонезия - Евразия
д) Бразилия - Южная Америка
е) Пакистан - Евразия
4. К какому типу относится ваш населённый пункт?
Ответ: Наш населенный пункт относится к средним городам.
Сколько людей в нём проживает?
Ответ: В нем проживает 60 тысяч человек.
Где работают люди, живущие в вашем населённом пункте?
Ответ: В основном люди работают на промышленных предприятиях и сфере услуг.
5. Какие стихийные природные явления могут случиться в вашей местности?
Составьте памятку «Правила поведения при землетрясении» по плану.
Можно ли предупредить о надвигающемся стихийном бедствии заранее?
Ответ: Предупредить о землетрясении невозможно.
Где лучше переждать бедствие? Что нужно взять с собой?
Ответ: Лучше всего переждать землетрясение на улице, на территории, удаленной от построек, деревьев. Выходя на улицу, необходимо взять документы, деньги, небольшую емкость с водой, немного еды, необходимые медикаменты.
Где лучше находиться, если стихийное бедствие застало вас дома?
Ответ: Если же землетрясение застало в доме, необходимо стать в дверной проем или угол комнаты. Можно также укрыться под столом, кроватью.
Что нужно сделать дома до наступления стихийного бедствия?
Ответ: Перекрыть газ, воду, выключить из розеток электроприборы. Предупредить соседей, родственников.
Какие правила следует соблюдать сразу после окончания стихийного бедствия?
Ответ: После землетрясения необходимо следить за оповещениями, так как возможны повторные толчки. Заходить в помещения только после разрешения соответствующих служб.
на общество:
- Какое место занимает религия в вашей жизни, жизни вашей семьи, общества в целом ?
(Роль религии возрастает с каждым годом. Мы это понимаем, когда видим в СМИ общение президента и патриарха, их взаимодействие по каким то вопросам, присутствие президента на богослужениях, обращение молодежи к религии и т.д.);
Раз влияние религии на общество так велико, то нам необходимо понимать, видеть положительные и отрицательные стороны этого явления.
Посмотрите на экран . Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу. Я буду читать вам тезис, а вы будете определять – в какую колонку его отнести. Не забывайте заполнять таблицу в опорном конспекте. Там вам необходимо вносить только номера тезисов. Тезисы:
1 .Благодаря религии человек выделился из мира природы и стал восприниматься как «богоподобный».
2. Религиозная деятельность может доходить и до фанатизма, религиозных воин, направленных на уничтожение иноверцев (инквизиция), деятельность террористов, оправдываемая законами религии (ваххабиты).
3. Религия дает человечеству морально- нравственные нормы, а на этом основывается культура, традиции, политика.
4 . Религия помогает человеку обрести цель и смысл жизни, найти решение своих проблем.
5. В настоящее время вокруг религии появилось немало шарлатанов, которые спекулируют на суевериях (ясновидящие, маги), а также сект, которые пропагандируют антиобщественные идеи, в которых, например, семья может называться «порождением зла».
6. в переломные моменты истории, когда старые идеалы в обществе разрушены, а новые еще не закрепились, на помощь приходит религия, со своими вечными, неизменными заповедями
7. Религия часто накладывает запрет на определенный вид деятельности, науки, искусства. Сковывает творческую силу людей, призывает к смирению со злом.
8 .Религиозная деятельность может доходить и до фанатизма, религиозных воин, направленных на уничтожение иноверцев (инквизиция), деятельность террористов, оправдываемая законами религии (ваххабиты)
Вывод : (Экран)
Роль религий в современном обществе противоречива, т.к. можно
найти как положительные, так и отрицательные стороны религиозных верований. Будущее религии видится философам двояко: либо ее роль возрастет, либо религию вытеснит наука.
6. Закрепление полученных знаний.(экран )
Вопросы для закрепления: На партах у вас есть карточки блиц опроса. Вам необходимо ответить на 5 вопросов в течение трех минут.
Почему существует много разных религий?
Какие религии являются мировыми и почему?
Что является основой религии?
Какова роль религии в современном обществе?
Каково будущее религии?
Я попрошу сдать мне все карточки блиц – опроса.
7. Домашнее задание: (экран)
1. Разобраться в материалах лекции.
2. Логическое задание:
8. Подведение итогов. Мне очень приятно было с вами работать, до свидания.
Опорный конспект к лекции №14 «Религия как феномен культуры»
1. Понятие религии, краткая характеристика мировых религий.
2. Положительное и отрицательное влияние религий на общество.
Задание. Заполнить таблицу, прочитав тезисы (в таблицу можно вносить только номера предложенных тезисов).
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Задание 1. Заполните таблицу «Влияние исторических событий (процессов, явлений) на развитие культуры России в XV - начале XVI в.».
Ответ:
Событие (процесс, явление) | Влияние на развитие культуры России в XV-начале XVI в. |
Борьба за независимость | Идея единого государства находит подтверждение в идеях объединения для борьбы с общим врагом, прекращения усобиц, сплочения русского народа, характерных для произведений монгольского периода. |
Создание единого Российского государства | Главная идея литературных произведений – единое русское государство. Укрепление образа государя, как объединителя страны. В летописях обосновывается исключительность русского православного государства. |
Принятие Флорентийской унии и падение Византии | Русь становится последним оплотом православия. Появляется осознание исключительности. Проявляется избирательность в принятии новшеств с Запада. Отстраненность от развития мировой культуры. Формирование собственных культурных традиций. |
Возвышение Москвы как столицы государства | Москва становится культурным центром. Влияние на архитектуру и живопись. Идеи величия. Акценты на торжественность и праздничность. Привлекаются итальянские архитекторы. Формируется собственная художественная школа. Создаются шедевры архитектуры и живописи. |
Расширение взаимосвязей с другими странами | Расширился кругозор и мироощущение. Принимаются лучшие культурные традиции, достижения и технологии русских земель и других народов. |
Задание 2. Запишите, за какие три моря «ходил» Афанасий Никитин, в каких странах и землях он побывал (см. карту на с. 110 учебника).
Ответ:
В Персию Афанасий Никитин «ходил» за Каспийское (тогда оно называлось Дербентское) море; из Персии в Индию - за Аравийское море, а домой из Турции - за Черное море.
Путь Афанасия Никитина проходил через Казанское и Астраханское ханство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) - Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.
Задание 3. Завершите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X - начала XVI в.» (с. 46-47).
Ответ:
Памятник | Время создания | Описание |
Летопись о Куликовской битве | Начало XV века | Краткое изложение хода битвы |
Задонщина | Рубеж XIV-XV веков | Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая |
Сказание о Мамаевом побоище | Конец XV века | Интерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига |
Сказания о князьях Владимирских | Начало XVI века | Возвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии. |
Хождение за три моря | 1475 год | Путевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию |
Русский хронограф | Начало XVI века | Обобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран. |
Житие Сергия Радонежского | XV век | Описание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством. |
Успенский собор Московского Кремля | 1475-1479 год | Величественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы. |
Кирпичные стены и башни Московского Кремля | 1485-1516 год | Обновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича. |
Грановитая палата | 1487-1491 год | Корпус для торжественных государственных приемов. |
Архангельский собор Кремля | 1505-1508 год | Сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. |
Задание 4. Используя учебник (текст, иллюстрации на с. 113 и документ на с. 115), напишите короткое эссе об Андрее Рублёве.
Возможный ответ:
В XV веке в Москве складывается собственная школа живописи. Россия постепенно уходит от чрезмерно ярких красок, византийской суровости, жестких образов Феофана Грека и принимает иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.
Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.
Работам Андрея Рублева чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным.
Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, в которых пропорции тела не являются реалистичными. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур - одна из особенностей его икон.
Задание 5. Какие из архитектурных сооружений, изображённых на с. 112 учебника, существуют в настоящее время?
Ответ:
На стр. 112 учебника изображены шедевры русской архитектуры, возведенные итальянскими мастерами - Успенский собор, Архангельский собор и Грановитая палата Московского Кремля. Все эти шедевры архитектуры существуют и в настоящее время.
Задание 6. Запишите свои размышления о восприятии мира людьми, жившими во второй половине XV - начале XVI в. Что их волновало? Что они считали главным в жизни?
Возможный ответ:
В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа.
Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.
У русских людей повысилась самооценка. Благодаря расширению связей с различными странами, русские люди стали знакомиться с традициями, бытом, культурой других стран. Однако, все эти новшества воспринимались через призму своей православной исключительности. Так что отношение русских к новинкам Запада скорее можно назвать недоверием, отрицанием. Обычно, такое отношение приводит к встречному непониманию, недоверию, а в последствии и к изоляции.
Тем не менее, Россия получила отличный шанс развиваться как единое государство. Именно идеи единства и согласия, мира и православной благости стали главными в жизни русских людей.
Задание 7. Приведите примеры патриотического поведения жителей Руси, которые вам наиболее запомнились из курса истории России. В каком художественном произведении говорится: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити»?
Ответ:
В Повести временных лет приводятся слова князя Святослава Игоревича, готовящегося к битве с превосходящими силами византийцев: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. Если же побежим, - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».
В Повести о разорении Рязани Батыем рассказывается о героизме защитников города, в частности Евпатия Коловрата. Вот такую оценку русским воинам дали татарские мурзы: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Эти люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища».
Житие Александра Невского рассказывает о подвигах дружины князя Александра в битве на Неве и на Чудском озере. В Житие приводятся слова князя Александра: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Также в произведении рассказывается о героизме простых русских воинов. «Из полка Александра явилось шесть мужей храбрых. Один, именем Гаврило Олексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска…»
«Задонщина» рассказывает о Куликовской битве и героизме русских воинов: «Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть. И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч на траву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликове, на речке Непрядве за веру христианскую, за землю Русскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
Фраза «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити» из «Сказания о Мамаевом побоище».