Франция делится на 27 регионов (régions ), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.
27 регионов разделяются на 101 департамент (départements ), которые состоят из 342 округов (arrondissements ) и 4039 кантонов (cantons ). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes ). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.
Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.
Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:
1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).
2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.
3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.
4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории
23. Политическая система Франции
Государственное устройство и форма правления Франция типичная унитарная республика После Второй мировой войны президент страны генерал де Голль, опираясь на свой авторитет победителя, ликвидировал земельный строй и (Лотарингия, Шампань, Прованс и т.д.), который служил основой сепаратизма и центробежных процессов, и разделил государство на 94 небольшие департаменты Главой государства ныне президент, который назначает премьер-министра и членов правительства Высшим законодательным органом является парламент Он состоит из двух палат - Национального собрания и сената Правительство подотчетно парламентаменту.
Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.
Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».
На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.
На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).
Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);
3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.
Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:
1) поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;
2) осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.
Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.
Регионы и департаменты Франции
Административное деление Франции - иерархическая система территорий и управления территориями Франции . Административное деление Франции выполняет три главные функции: политическую (территориальные сообщества), электоральную (избирательные округа) и административную (децентрализованные государственные органы).
1. История
2. Французская метрополия
Франция является унитарным государством. Ни ее административная единица не имеет законодательных полномочий. Разделение метропольной территории на департаменты , кантоны и коммуны (или муниципалитеты) установлена в году, деление на округа - в году. Регионы , как административные единицы, возникли относительно недавно - в 50-х годах XX века. Они эволюционировали от административного обьедниння группы департаментов в территориальных сообществ, возглавляемых Избранной радой. Другими коллективными обществами (collectivits territoriales), согласно статье 72 конституции, есть департаменты, коммуны (муниципалитеты) и некоторые сообщества с особым или заморским статусом. Другие уровни административного деления имеют лишь чисто административную или избирательную функцию.
3. Административное деление
Руководящим органом департамента является генеральный совет (conseil gnral), генеральные советники избираются на прямых, всеобщих выборах сроком на 6 лет. Их состав обновляется наполовину каждые три года.
Департаменты были созданы в 1789 году . Целью создания было облегчить языковую и национальную унификацию Франции под предлогом рационализации административной карты. Максимальный размер департамента определялся расстоянием, которое может преодолеть человек на коне за один день, чтобы добраться до административного центра.
В каждом департаменте есть префект. Префект департамента, в котором находится административный центр региона также префектом региона.
3.3. 329 округов
Каждый департамент делится на многочисленные округа (за исключением Территории Бельфор , которая составляет один округ), в кожнен из которых назначается префект. Супрефекты должны способствовать работе префекта своего департамента.
3.4. 3883 кантоны
Округа в свою очередь делятся на кантоны. Их роль заключается в обеспечении избирательной сети. На кантональных выборах каждый кантон избирает своего представителя в генеральный совет. В городской зоне до одной коммуны входит несколько кантонов. В сельской зоне один кантон зачастую состоит из нескольких коммун.
3.5. 36 682 коммуны (муниципалитеты)
Муниципальный уровень административного деления является самым низким в большинстве случаев. Одна коммуна (или муниципалитет) соответствует территории определенного города или села. До коммуны могут входить несколько кантонов, но она может быть частью только одного округа.
Руководящим органом коммуны является муниципальный совет (conseil municipale), который избирается на шесть лет. Председателем советов является мэр.
Три населенный коммуны Франции: Париж , Марсель и Лион делятся на 45 муниципальных округов: 20 в Париже, 16 в Марселе и 6 в Лионе. Муниципальные округа не имеют ничего общего с департаментальнимы.
Некоторые коммуны могут также занимать несколько населенных пунктов, что вызвано или традиционной близостью этих населенных пунктов или малозаселенистю территории.
3.6. Муниципальная сотрудничество
С целью улучшения сотрудничества между соседними коммунами, которые имеют общие интересы и не могут решать некоторые вопросы только в пределах своего муниципалитета (вопросы транспорта, экономических зон и т.д.) во Франции введены различные типы публичных институтов муниципального сотрудничества (фр. tablissements publics de coopration intercommunale, EPCI ). На 1 января 2009 34 164 коммуны были объединены в 2601 группировку с собственным бюджетом.
Существует:
3.7. Сообщества с особым статусом
Некоторые сообщества наделены особым статусом, урегулированным законом. В метрополий Франции это: Коммуны Парижа, Лиона, Марселя, а также департамент Парижа; Территориальная община Корсики, заменившая регион по закону от 13 мая года.
3.8. Заморская Франция
Французская республика также состоит из многочисленных административных единиц, расположенных за пределами метрополии.
5 заморских регионов
Во Франции существует 5 заморских регионов: Гваделупа , Гвиана , Мартиника , Майотта и Реюньон . С года эти регионы имеют такой же статус, как и метропольную. Каждый из них является одновременно и заморским департаментом (введен с года). Эта однодепартаментна структура должна в будущем привести к слиянию региональных и департаментальних ассамблей.
Заморские регионы, в свою очередь, подразделяются на:
- 13 округов;
- 165 кантонов;
- 129 коммун (муниципалитетов)
28 марта года через конституционную поправку было введено 4 заморских сообщества (collectivits d"outre-mer, COM), с разным статусом.
Новая КаледонияНовая Каледония имеет особый статус сообщества, который гарантирует очень широкую автономию. 2014 году должен состояться референдум о независимости этой территории. Новая Каледония делится на 3 провинции и 33 коммуны.
3.9. Другие территории
Существует еще 3 администартивни единицы, входящие в состав Франции, но не имеют постоянного населения.
4. Принадлежность к ЕС
Метропольную Франция и заморские регионы являются неотъемлемой составной Европейского Союза . Заморские регионы рассматриваются как ультрапериферични регионы ЕС. Другие территории не имеют этого статуса.
Примечания
- Закон от 22 декабря 1789 года, см.. сайт DGCL Министерства внутренних дел Франции
- Atlas de la rvolution franaise 4, Le territoire (1) Ralits et reprsentations, ditions EHESS, 1989.
См.. также
Литература
- Alternatives conomiques numro 223, mars , досье децентрализации Франции.
- "Dpartement ou rgion? Les rformes territoriales de Fnelon Jacques Attali" de Maud Bazoche, Editions L"Harmattan, 2008.
Территориальное деление Франции включает территориальные коллективы, т.е. самоуправляющиеся единицы, и иные территориальные образования, в которых местное самоуправление отсутствует. К числу первых относятся коммуны, департаменты и регионы, к числу вторых - кантоны и округа.
Коммуны, которых в стране насчитывается около 36 тыс., составляют основу территориальной организации Франции. Статус общин имеют не только сельские поселения, но и города. Основной орган самоуправления в коммуне - совет, избираемый населением коммуны сроком на 6 лет. Он, в свою очередь, тайным голосованием избирает мэра и его заместителей - тоже на 6 лет. Мэр является исполнительным органом местного самоуправления и одновременно представителем государственной власти в коммуне. К компетенции коммун относятся организация водоснабжения, торговли, содержание местных библиотек и музеев, дорог, взимание местных налогов и т.п.
Кантоны - это исторические территориальные единицы, не имеющие каких бы то ни было собственных органов: как управления, так и самоуправления. Они используются как избирательные округа при проведении выборов в советы департаментов и судебные округа.
Департаменты - это основные единицы местного деления. Во Франции насчитывается 96 департаментов. В каждом департаменте действует избираемый на 6 лет совет (генеральный совет). Он обновляется по 1/2 через каждые 3 года. Исполнительным органом является председатель совета, избираемый советом. Но в департаменте имеются не только органы самоуправления, но и орган государственного управления - назначаемый Правительством префект, осуществляющий административный надзор за деятельностью органов самоуправления департамента и контролирующий местные службы министерств.
Округ объединяет несколько департаментов и не имеет собственных органов самоуправления. Управление округом осуществляет- назначаемый Правительством супрефект, отвечающий за социальные вопросы, санитарию, благоустройство и т.п.
Регион, объединяющий от 3 до 5 департаментов, так же, как и департамент, имеет органы самоуправления и государственного управления. Органами самоуправления являются региональный совет, избираемый прямыми выборами на шесть лет, его председатель и бюро, избираемые советом, а также формируемые советом комитеты. Государственное управление в регионе осуществляет региональный префект, функции которого выполняет префект самого крупного в регионе департамента. Всего во Франции существует 22 региона.
Ряд бывших французских колоний сохранил государственно-правовые связи с метрополией, получив статус заморских территорий и департаментов. Это малонаселенные острова, находящиеся весьма далеко от метрополии. Наибольшей степенью юридической самостоятельности обладают заморские территории. Их четыре: Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и Арктические земли. Они имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти, которые обладают достаточно обширной компетенцией. Тем не менее, по некоторым вопросам законы для указанных территорий принимает Франция. Это вопросы обороны, общественного порядка, судебной и денежной систем. Кроме того, Правительство Франции назначает в каждую территорию представителя государства, который представляет его интересы и осуществляет контроль за соблюдением его законодательства. В июле 1998 г. в Конституцию было включено положение о необходимости проведения в Новой Каледонии референдума об утверждении соглашения, подписанного между Правительствюм Франции и двумя ведущими политическими силами территории (Национальным социалистическим фронтом освобождения канаков и Объединением за Каледонию в составе Республики). Соглашение предусматривает сохранение существующих взаимоотношений между Францией и Новой Каледонией на предстоящие 15-20 лет и проведение в конце этого периода референдума на данной территории по вопросу о приобретении независимости. Референдум был проведен 8 ноября 1988 г. В поддержку соглашения высказалось более 70% участников голосования.
Четыре заморских департамента Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) имеют одновременно статус регионов и департаментов при наличии соответствующих полномочий и органов, т.е. их статус аналогичен статусу французских регионов и департаментов.
Помимо перечисленных территориальных единиц в составе территории Франции есть еще одна, имеющая совершенно особый статус. Это Корсика - остров в Средиземном море, обладающий политической автономией. Здесь имеется собственный парламент с ограниченной компетенцией, избирающий председателя, единолично осуществляющего исполнительную власть.
31. Выборы в зарубежных странах: понятие, социальное предназначение, виды.
Выборы - это процедура формирования органа публичной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования, при условии, что на каждый замещаемый мандат претендуют несколько кандидатов. Иными словами, именно альтернативностью выборы отличаются от других способов публичной власти, к числу которых относятся назначение, наследование, замещение тех или иных постов по должности и по жребию. Выборы - это исторически наиболее древний способ наделения лиц властными полномочиями. Их сохранение и широкое использование в демократических государствах объясняется тем, что они выполняют целый ряд важных социальных функций, состоящих в следующем.
1. Выборы обеспечечивают легитимность власти, т.е. ее признание населением, готовность добровольно выполнять ее веления.
2. Через выборы выявляется соотношение различных сил и интересов в обществе.
3. Возможность выбора - это средство отбора политических лидеров.
4. Выборы - это механизм обеспечения народного суверенитета и демократического политического режима.
Мировой практике известно множество видов выборов. Их можно классифицировать по ряду оснований. По территории проведения выборы делятся на национальные (посредством которых избираются высшие органы власти страны), региональные (например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы органов местного самоуправления).
По времени проведения выборы бывают очередными (проводятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или должностного лица) и внеочередными (проводятся после досрочного прекращения их полномочий).
По максимально возможному количеству туров голосования выборы подразделяются на однотуровые, двухтуровые и многотуровые. Как правило, второй и последующий туры голосования (повторное голосование) проводятся в том случае, если первое голосование не дало результатов, т.е. нужное количество избираемых лиц не было избрано. Обычно повторное голосование требуется, если для избрания кандидату надо набрать более половины голосов избирателей, но в результате первого тура голосования такого большинства не получил никто. При этом во втором туре участвуют два кандидата или более, за которых проголосовало больше избирателей, чем за других кандидатов
По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).
В зависимости от роли населения различают прямые и непрямые выборы. Прямые означают непосредственное голосование избирателей по кандидатурам на выборные должности, а при непрямых вопрос об их избрании окончательно решает не сам избирательный корпус, а избранные им лица (выборщики, депутаты). Иногда в литературе непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. Косвенные выборы означают, что население выбирает коллегию, единственным предназначением которой является избрание того или иного должностного лица или органа публичной власти. Именно косвенными выборами избирается, например, Президент США: население каждого штата голосует лишь за выборщиков от данного штата, выборщики затем избирают Президента и Вице-президента. При использовании же многостепенных выборов те или иные органы публичной власти, избранные населением непосредственно, выбирают другие органы или должностных лиц. Например, в Китае нижестоящие собрания народных представителей избирают вышестоящие.
Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система.
Великобритания … Википедия
В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия
Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия
Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия
Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия
Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия
20 округов Парижа … Википедия
Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия
Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия