Данный калькулятор рассчитывает суммы амортизации для целей налогообложения, согласно статье 259 НК РФ. Для целей налогообложения - то есть, для того, чтобы принимать их к вычету при исчислении НДФЛ.
Чтобы далеко не ходить, а иметь возможность припасть к первоисточнику прямо здесь, статья 259 НК РФ, по редакции которой был написан калькулятор, приведена ниже.
Первоначальная стоимость объекта амортизируемого имущества
Срок полезного использования, в месяцах
Норма амортизации в процентах, линейный метод
Норма амортизации в процентах, нелинейный метод
Статья 259 НК РФ - Методы и порядок расчета сумм амортизации
Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г. и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2007 г. и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., в статью 259 настоящего Кодекса внесены изменения:
- В целях настоящей главы налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей:
1) линейным методом;
2) нелинейным методом.
1.1. Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса.
- Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей статьей. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств, которое в соответствии с настоящей главой подлежит амортизации, начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
При расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи.
- Налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов.
К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.
Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.
- При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
К = х 100%,
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
- При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.
- Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:
1) амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - с 1-го числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму.
Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ в пункт 7 статьи 259 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
- В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в настоящем пункте, только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. В целях настоящей главы под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации, выбранной самостоятельно с учетом положений настоящей главы, специальный коэффициент, но не выше 2.
Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3.
- Налогоплательщики, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие настоящей главы, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 9 статьи 259 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
- По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
Организации, получившие (передавшие) указанные легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму амортизации (с учетом применяемого налогоплательщиком по такому имуществу коэффициента) со специальным коэффициентом 0,5.
- Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей статьей по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.
При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных настоящей статьей, в целях налогообложения не производится.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
- Организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Исключен.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ статья 259 настоящего Кодекса дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 января 2007 г.
- Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса. Для целей настоящего пункта организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются организации, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 241 настоящего Кодекса.
Как только выезжают за пределы автосалона - точнее, как только у них формально появляется собственник. Размер потери в стоимости определяется целым рядом факторов, наиболее весомые из которых возраст автомобиля, его марка и модель, условия и интенсивность эксплуатации, репутация надёжности и долговечности и небольшой ряд других.
Это уменьшение стоимости известно как амортизация, и это слово, которое больше всего расстраивает новоявленных покупателей новых автомобилей из автосалона. Если автомобиль не является ретро или раритетной моделью, который часто в конечном итоге продаётся за бешеные деньги на аукционе , большинство транспортных средств на дороге медленно, но верно обесцениваются, независимо от того, что с ними делает владелец автомобиля.
Есть много вещей, которые Вы должны учитывать при покупке нового или подержанного автомобиля - стоимость бензина, техническое обслуживание, налоги и стоимость ОСАГО . Но есть ещё одна важная вещь, которую нужно иметь в виду, когда речь идёт о покупке автомобиля - это степень его амортизации. Так почему автомобили обесцениваются, насколько может обесцениться Ваш автомобиль и на что обращать внимание при покупке нового и подержанного авто?
Мы очень редко учитываем амортизацию машины при её покупке. Казалось бы, есть более насущные проблемы, касающиеся расходов на автомобиль. Невыплаченный вовремя платёж по кредиту , страховка ОСАГО , внезапно появившийся скрежет и следующая за ним диагностика. А амортизация учитывается как фоновый расход - в перспективе, которая, кажется, не наступит никогда. Но амортизация приходит всегда невовремя и очень часто даёт о себе знать не в лучшем свете. Это отчаяние некоторые даже называют "молчаливым вором " из-за способа, в котором он постоянно уменьшает отдачу от инвестиций в Ваш автомобиль.
В один прекрасный день Вы просто понимаете, что подержанный автомобиль Вашего года выпуска теперь стоит не сколько Вы всегда думали, а намного дешевле.
Как рассчитать амортизацию автомобиля?
Стандартом для средней степени амортизации автомобиля являются цифры от 15 до 20 процентов от их стоимости каждый год. Таким образом, автомобиль, который служит своему хозяину верой и правдой три года, будет стоить примерно 65-75% от стоимости нового авто.
Причём, вышеупомянутые проценты нужно считать правильно. Если, например, конкретно Ваш автомобиль теряет в цене 15% ежегодно, это не значит, что через три года он потеряет в цене 45%. Проще этот расчёт амортизации будет объяснить на примере: если новый автомобиль стоит 1 миллион рублей, то через год он будет стоить 850 тысяч (миллион минус 15%), а через два - 722 500 рублей (850 000 минус 15%), через три - 614 125 рублей (722 500 минус 15%) и так далее.
А ещё многие рассчитывают амортизацию по расходу на топливо, полагая это более логичным расчётом - ведь в этом случае учитывается не возраст автомобиля, а его эксплуатация. Особенно, это актуально для коммерческих и грузовых автомобилей. В этом случае амортизация рассчитывается как равная стоимости расходов на топливо за год. То есть если, например, за год Вы потратили на бензин 72 000 рублей, то настолько уменьшилась стоимость Вашего автомобиля.
У этого расчёта амортизации тоже есть свой существенный недостаток - два автомобиля, с разницей в стоимости нового авто в десятки раз могут расходовать одинаковое количество топлива, причём с разным ежегодным пробегом. Так, например, ничего не мешает какому-нибудь Bentley за 10 миллионов расходовать на топливо те же 72 000 рублей в год. Но терять в цене он будет явно быстрее.
Но есть у амортизации ещё одна особенность - она происходит нелинейно. В первый год, как правило, наблюдается самый крутой спад в цене. На самом деле, в тот момент, когда новый автомобиль выкатили из автосалона, он мгновенно теряет в цене от 5 до 20%.
Амортизация разного автотранспорта, стоимости и состояния не начисляется по единой схеме в документах налогового и бухгалтерского учета. Поэтому нужно разобраться в этом вопросе более детально. В данной статье будет рассмотрена амортизация автомобиля / машины и ее нормы.
Особенности амортизации различных типов автотехники
Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:
Легковой автомобиль | Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии |
Грузовой транспорт | Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа |
Автобус | Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса |
Трактора | Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы |
Строительная спецтехника | Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы |
Амортизация автомобиля / машины: норма амортизации
Эта величина зависит от класса техники:
Срок полезной службы транспорта
Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:
Группа | Полезный срок | Относящийся к категории транспорт |
3 | 3–5 лет | Мототехника Легковые авто Грузовой транспорт до 0,5 т |
4 | 5–7 лет | Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы Автобусы малого класса (до 7,5 м) Автоцистерны Лесозаготовительный транспорт Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн |
5 | 7–10 лет | Легковые авто с двигателем более 3,5 л Грузовики 5–15 тонн Пассажирский транспорт длиной до 12 м Спецавтомобили Троллейбусы |
6 | 10–15 лет | Техника с грузоподъемностью до 15 т Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м |
Важно! Полезный срок считается с пометкой «включительно». Если он составляет 5–7 лет, то седьмой год использования учитывается полностью.
Порядок исчисления амортизации
Важно придерживаться следующих правил:
- Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
- Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
- Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.
Способы расчета в бухгалтерском учете
Здесь используют четыре метода:
- Линейный.
- Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
- Не линейный.
- Метод уменьшаемого остатка.
Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.
Важно! Второй способ нельзя употреблять в отношении транспорта.
Линейный метод исчисления
Сначала нужно узнать норму амортизации:
- N = 1: S х 100% (N – норма эксплуатации, S (в месяцах) – срок полезной работы).
После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета . ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1: 60 х 100% = 1,7%.
Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:
- Дт 26 Кт02 –12 899 руб.
Нелинейный способ расчета
Величина нормы считается по формуле:
- N = 2: S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).
Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.
Важно! Нелинейный способ не действителен в отношении легковых машин и прочего транспорта с рекомендуемым сроком работы до трех лет.
Вычисление по уменьшаемому остатку
Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.
ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2: 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:
Год | Расчет | Ежегодная амортизация |
1 | 2 555 000 х 25% | 638 750 |
2 | (2 555 000 – 638 750) х 25% | 479 062, 5 |
3 | (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% | 359 296 |
4 | (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% | 269 472 |
5 | (2 555 000 –….– 269 472) х 25% | 201 933 |
6 | (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% | 151 621 |
7 | (2 555 000 –….– 151 621) х 25% | 113 716 |
8 | (2 555 000 –….– 113 716) | 85 287 |
Итого | 2 299 137,5 |
Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.
Применение коэффициентов
Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:
- лизинге;
- эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
- работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.
Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).
Важно! При работе транспорта третьей амортизационной категории этот коэффициент не применим.
Амортизация дорогого авто
Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью. До 2008 года дорогими считались авто от 300 тыс. руб. и автобусы от 400 тыс. руб. Если стоимость техники сегодня не превышает 600 тыс. и 800 тыс., ее владельцы должны считать амортизацию по k=0,5.
Налоговый учет
Проводки и их особенности
Для общего представления о процессе применяется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная величина упоминается по Кт 02 в корреспонденции со счетами, учитывающими траты на производство. Если имущество сдается в аренду, то проводка такова:
- Дт 91 Кт 02.
При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:
- Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44
Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.
Реконструированный или модернизированный транспорт
При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.
Амортизация автомобиля, бывшего в ремонте
Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.
Амортизация при расконсервации транспорта
Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.
Важно! Срок эксплуатации авто увеличивается на продолжительность срока консервации.
Лизинг и его особенности
Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:
- уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
- уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
- возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.
Порядок амортизации при выбытии
При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:
- Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
- Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
- Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.
Операции при ликвидации транспорта
Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:
- Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
- Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
- Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.
Амортизация при налоговых режимах
При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:
УСН | ЕНВД | ЕСХН |
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно | При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. | Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах |
Расчет износа по ОСАГО
Ущерб при наступлении страхового случая возмещается исходя из степени износа авто в этот момент. Независимая экспертиза высчитывает его по формуле:
- Иа = 100 × (1-e^(-(4 х В)/(20+4 х Г)), где
- Иа – износ авто;
- В – возраст транспортного средства;
- Е – натуральный логарифм;
- Г – гарантия изготовителя.
Постановка на учет ГИБДД
Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.
Распространенные ошибки, касающиеся амортизации
Самые распространенные ошибки:
- Учет автосредства в составе ОС только со дня ввода в пользование, а не со дня приобретения;
- Неправильно установленная начальная цена;
- Неверное определение срока применения и амортизационной категории;
- Нарушение правил учета расходов на обновление автотехники.
Амортизация автомобиля: актуальные вопросы
Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?
Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.
Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?
Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.
Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?
Ответ: Требуется только расчетная ведомость.
Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?
Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.
Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.
Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.
Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.
Как рассчитать амортизацию авто
Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.
Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.
Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.
Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, - это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.
Какие автомобили проходят амортизационный расчет
Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
- авто в возрасте от 0 до 5 лет;
- авто от 5 до 7 лет;
- авто от 7 до 10 лет.
Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное . А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.
Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.
Совет 2: Как рассчитать амортизацию основных средств (реферат)
Расчет амортизации основных средств – одна из излюбленных тем для курсовых работ и рефератов по бухгалтерскому учету. Чтобы написать реферат по расчету амортизации правильно, необходимо хорошо себе представлять все способы расчета амортизации, каждый из которых основан на учете срока полезного использования объектов.
Вам понадобится
- - бумага и ручка;
- - компьютер;
- - таблицы классификации основных средств;
- - калькулятор.
Инструкция
Рассчитайте амортизацию при помощи линейного способа. Сначала рассчитайте норму амортизации, разделив общую объекта основных средств (на момент покупки) на срок полезного использования. Например, был куплен автомобиль, а срок его полезного использования установлен 5 лет (он относится к 3 по классификации), следовательно, норма амортизации будет 20%. Чтобы рассчитать годовую сумму амортизации, умножьте общую стоимость автомобиля на норму. Если в примере первоначальная стоимость была 200 000 рублей, то годовая норма будет составлять 200 000х20%=40 000 рублей.
Попробуйте рассчитать амортизацию основных средств методом уменьшаемого остатка. В этом случае начните с расчета нормы амортизации с коэффициентом ускорения (он установлен законодательно отдельно для каждого вида имущества). Например, если срок полезного использования 5 лет, а коэффициент ускорения
Многие компании используют в своей работе автомобильный транспорт. С точки зрения бухучета автомобили являются основными средствами, поэтому при их использовании следует начислять амортизацию. Рассмотрим, как рассчитать амортизацию автомобиля с учетом всех требований законодательства.
Расчет амортизации автомобиля в бухгалтерском учете
- Линейный.
- Уменьшаемого остатка.
- По сумме лет полезного использования.
- Исходя из объема работ (для автомобиля – на основе пробега).
На практике в большинстве случаев используют первый или четвертый метод. Рассмотрим их подробнее.
Для расчета линейным методом необходимо знать первоначальную стоимость и срок полезного использования (СПИ).
Первоначальная стоимость для автомобиля в общем случае – это расходы на приобретение и доставку. В некоторых случаях сюда могут быть добавлены дополнительные расходы – оплата посреднику, таможенные пошлины и т.п.
Для определения срока полезного использования обычно учитывают Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002г. Хотя формально она предназначена для налогового учета, при определении «бухгалтерского» СПИ удобно также руководствоваться этим документом.
Формула расчета амортизации автомобиля при линейном методе выглядит следующим образом:
А = ПС х (100% / СПИ), где
ПС – первоначальная стоимость,
СПИ – срок полезного использования в годах
Организация приобрела легковой автомобиль. Стоимость приобретения с учетом дополнительных расходов – 250 тыс. руб. без НДС, срок полезного использования - 5 лет.
Амортизация за год составит:
А = 250 х (100% /5) = 250 х20% = 50 тыс. руб.
Расчет на основании объема работ позволяет учитывать нагрузку, которую испытывает основное средство при эксплуатации и более «адекватно» распределять износ по периодам. Для автомобилей нагрузка наиболее полно отражается через показатели пробега. Поэтому данный метод применительно к транспортным средствам можно назвать: «расчет амортизации автомобиля по километражу».
А = ПС х (ПРф / ПРн), где
ПС – первоначальная стоимость автомобиля;
ПРф - фактический пробег за расчетный период;
ПРн – нормативный пробег за весь срок полезного использования.
Величина в скобках – это процент амортизации автомобиля, рассчитанный на основании фактического пробега.
Организация приобрела грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость определена в сумме 600 тыс. руб. без НДС. Для автомобиля был определен суммарный нормативный пробег 160 тыс. км. За первый год эксплуатации фактический пробег составил 25 тыс. км. Амортизация за первый год составит
А = 600 х (25 /160) = 93,75 тыс. руб.
Как посчитать амортизацию автомобиля в налоговом учете
В целях налогообложения используются два способа начисления амортизации:
- Линейный . Расчет в этом случае производится аналогично бухгалтерскому учету.
- Нелинейный . При этом методе амортизация рассчитывается в целом по группе объектов. Формула расчета износа за месяц выглядит так:
А = ОС х (К /100), где
ОС – суммарная остаточная стоимость группы объектов начало месяца
К – коэффициент для группы (указан в п. 5 ст. 259.2 НК РФ)
На практике в налоговом учете обычно используют линейный метод. Это связано не только с упрощением самого расчета, но и с тем, что линейный метод – единственный, при котором «налоговая» и «бухгалтерская» амортизация совпадают. Поэтому расчет амортизации автомобиля с его применением не только упрощает учет, но и позволяет избежать налоговых разниц.
Ускоренная амортизация при лизинге
Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.
Речь идет об использовании ускоренной амортизации . Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.
- Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
- В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
- Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
- В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности - для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.
Вывод
Существует несколько методов расчета амортизации автомобилей. На практике чаще всего используется линейный метод и расчет на основании фактического пробега. Если автомобиль приобретен в лизинг, то можно применить ускоренную амортизацию, с учетом предусмотренных законом ограничений.