Урок по обществознанию на тему «Природа человека»
Цель: рассмотреть сущность человека как создателя и носителя культуры; раскрыть основные факторы и этапы становления современного человека; познакомиться с основными подходами к определению смысла жизни.
Предмет: обществознание.
Дата проведения: «____» ____.20___ г.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Сообщение темы и цели урока.
Активизация учебной деятельности.
В чём загадка человека? Почему нет единого понимания процесса становления человека? Есть ли смысл в человеческой жизни? Какие проблемы исследуют науки о человеке?
Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы
Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала учёных, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762-1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне его отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего, необходимо понять, как он появился. Гениальные догадки вместе с прекрасными легендами повествуют о появлении человека из «ничего», по воле богов или «по воле» природы.
Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трём главным направлениям. Первое связывает антропогенез с развитием геологических процессов, сопоставляя этапы эволюции человека с этапами эволюции земной коры, устанавливая, таким образом, недостающие звенья в процессе возникновения человека современного типа. Второе направление исследует биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков человека в соответствии со стадиями формирования у них отличительных свойств человека (прямохождения, использования передних конечностей в качестве естественных «орудий производства», развития речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальной). Третье направление занимается уточнением общей теории антропогенеза как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие подобранные и отчасти подработанные орудия. От них около 2 млн лет назад произошёл первый представитель рода Homo – Homo habilis , или человек умелый. Вид Homo erectus , человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объём мозга в пределах 800-1200 см 3 (объём мозга современного человека – 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнём, что позволило ему перейти к варёной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготовлять одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.
Что касается общей теории антропогенеза, то её основу в течение всего XX в. составляла идея об особой роли трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но с течением времени и эта идея претерпела изменения, главное из них было связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматривались во взаимодействии с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики и т. д. Только все вместе эти факторы обеспечивают общественное развитие и находят своё воплощение в культуре.
Цель и смысл жизни человека
Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни –
занятие сугубо человеческое.
Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живёт человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек – частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.
В истории философии можно выделить два принципиально различающиеся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом – с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.
Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.
Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель ещё в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.
Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.
А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.
В XX в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900-1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Смысл жизни других – в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя.
Русский философ С. Л. Франк (1877-1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звёздных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода… требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает… что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь – это «путь борьбы и отречения – борьбы Смысла жизни против её бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла его жизни.
Иную точку зрения на смысл жизни и её предназначение высказал ещё один наш соотечественник – Н. Н. Трубников (1929-1983). Он писал: «полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби её, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетённую с твоею, - тоже единственную… Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив её и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечной, но не бесполезной.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином – социальном – отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек создаёт различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
Науки о человеке
Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривают в четырёх основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.
Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины. В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке генома человека – совокупности всей генетической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДНК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни и смерти, сущности человека, его специфических свойствах.
Психическое – синоним внутреннего мира человека. Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его многомерности, сложности и противоречивости.
Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек – это общество в миниатюре. В нём в «свёрнутом» (концентрированном) виде отражено всё общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе, в конечном счёте, изучают человека.
Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры – мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.
Космическое – ещё одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой его взаимоотношений со Вселенной. Уже в далёком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосма. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в макро- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.
Однако, несмотря на то, что во многих названиях современных областей знаний звучит слово «антропология» (культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока ещё не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но всё чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась – общее человековедение, теоретическая антропология или просто наука о человеке.
Практические выводы.
Ещё в древности был сформулирован принцип философского познания «Познай самого себя!». Для реализации этого принципа полезно помнить, что человек – существо историческое. Каждый из нас как бы «стоит на плечах» многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.
В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человека, понять, в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, понять, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?
Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь самоценная, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Помните, что человек – открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы – занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов. Но, размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.
Имейте в виду, что человековедение – перспективная область развития науки. В ней найдётся место для самых разных ваших дарований и талантов.
Документ.
Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жизни».
…Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» - в политику, борьбу партий и т. п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен – и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «страусовой политике».
Вопросы и задания к документу
Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?
С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность?
Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента?
Почему многие люди всё-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность «страусовой политики»?
Вопросы для самопроверки.
Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
Какие теории положили начало научному изучению атропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.
Раскройте основные этапы становления человека современного типа.
В чём проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?
Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
Перечислите факторы становления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника?
Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни.
Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие – к актуальным?
Задания.
Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имён учёных, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните в Интернет.
В чём философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
Чем бы вы объяснили тот факт, что многие учёные-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?
Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план такого сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.
Мысли мудрых.
«Человек может быть определён как животное стыдящееся».
В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ
Завершающая часть.
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: читать §3 «Природа человека» (сс. 28-35); выполнить задания с. 35.
Антропосоциогенез - исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное - представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).
К основным историко-эволюционным формам антропогенеза надо относить
- австралопитеков,
- Homo habilis,
- Homo erectus,
- неандертальцев и
- кроманьонцев.
Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно классифицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные подвиды.
Между учеными не достигнуто единства в понимании начала и конца антропогенеза. Одни ученые начинают антропогенез с самых древних ископаемых форм гоминид и отодвигают границу на 6-7 млн. лет назад. Другие предлагают распространить понятие антропогенеза не на всех гоминид, а только на первых людей (пралюдей), в названии которых присутствует Homo. Тогда счет следует начинать с хабилисов, пришедших на смену австралопитекам примерно 2,2-2,5 млн. лет назад. Третьи именуют первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно 1,6 млн. назад. Таким образом, нижняя граница варьируется от 7 до 1,6 млн лет назад.
Научные дискуссии о границах антропосоциогенеза, хотя и выглядят как спор о цифрах, носят скорее концептуальный характер: кого считать первым человеком (Homo)? Надо ли ограничивать этот процесс только человекоподобными формами или распространить его также на обезьяноподобных предков, предполагая, что человек появился не вдруг, а прошел очень долгую и сложную эволюцию?
В широком значении антропогенез - совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens. Социогенез - совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).
Верхней границей антропосоциогенеза в отечественной литературе принято считать период 35-40 тыс. лет тому назад, т.е. верхний палеолит, когда на смену формирующимся людям (пралюдям) и формирующему обществу (праобществу) пришли готовые, сформировавшиеся люди и готовое, сформировавшееся человеческое общество. Таким образом, история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: 1) историю праобщества (праисторию) и 2) историю собственно человеческого общества .
Большинство исследователей склонно считать, что с появлением Homo sapiens sapiens завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез. Таким образом, 30-40 тыс. лет назад закончился единый процесс антропогенеза. Приблизительно в это время появляется кроманьонский человек и происходит возникновение искусства.
Палеоантропология продолжает совершать открытия и постоянно вносит коррективы в сложившиеся схемы. В частности, на смену линейной схеме антропогенеза, ведущей от обезьяны к человеку, пришла кустообразная, включающая несколько, развивающихся параллельно и независимо друг от друга эволюционных линий, в том числе тупиковых, гоминид, стоявших на австралопитековом уровне развития и на уровне ранних Homo.
Антропогенез по костным останкам изучает физическая и биологическая антропология, социогенез - по археологическим артефактам и живущим ныне племенам социальная и культурная антропология. Нас больше интересует социогенез, меньше - антропогенез.
Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо). Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека, отделилась от других гоминид 6-7 млн. лет назад. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo) до настоящего времени не сохранились.
Родиной человека, как предполагал еще Ч.Дарвин, является Африка. Современные достижения палеоантропологии и научные открытия последних лет доказывают правоту «моноцентристов». В противоположность им «полицентристы» утверждают, что человек мог возникнуть независимо в разных местах и в разное время.
Современная генетика решительно высказывается в пользу «моноцентризма». В 2009 г. американские ученые под руководством С.Тишкофф, изучив генетическое разнообразие народов Африки, установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. По всей видимости, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.
Из Африки в глубокой древности отмечены два исхода, историческое время которых наукой еще уточняется. По одним данным первый выход состоялся около 135-115 тыс. лет назад, второй выход - 90-85 тыс. лет назад. Другие ученые утверждают, что 50-70 тыс. лет назад небольшая волна миграции из Африки достигла берегов Западной Азии. Третьи уверены, что первая волна расселения эректусов за пределы Африки случилась 1,75 млн. лет, а сапиенсов - 115-135 тыс. лет назад .
Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus - около 700, у питекантропа - 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900—1000, у синантропа - около 1200, у неандертальца - до 1400, у кроманьонца - примерно 1600 см 3 . Таким образом, в течение антропогенеза размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20-40%, то увеличение объема мозга на 200% наводит на мысль, что движителем эволюции явилось развитие мозга.
За время биологической эволюции и антропогенеза количество нервных клеток в головном мозге увеличивалось от 1 млрд. у человекообразных обезьян до 100 млрд. у современного человека. Такие же количественные изменения происходят в течение жизни одного человека - от эмбриона до морфологического созревания мозга.
Известно, что у приматов мозг младенца достигает 70% мозга взрослой особи, еще 30% набираются за несколько последующих месяцев жизни. У людей все иначе: мозг ребенка составляет лишь 20% от величины взрослого человека, а процесс роста заканчивается только к 23 годам. Немецкий антрополог Сванте Паабо доказал, что человека от обезьян отличает активность генов, ответственных за строительство мозга. У человека эти гены в 5 раз активнее.
Резкое увеличение мозга ведет к росту энергозатрат. На содержание мозга уходит 60% всей энергии, используемой новорожденным младенцем. У взрослых расходы снижаются до 25%, но и это непомерно много по сравнению с высшими обезьянами (8%). Homo erectus компенсировал энергетические потери увеличением доли мяса в рационе, а его потомки - приготовлением пищи на огне, что, несомненно, повысило качество и калорийность питания.
Интенсивное развитие центральной нервной системы оказало глубокое воздейст-вие не только на среду обитания человека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн., к 1900 г., то есть 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд., а в 2000 г. эта цифра превысила 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонаселения мира возрастает на 4,5 млрд. человек . Марк Стоункинг, изучив различные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что размер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек .
В общем и целом антропогенез сопровождался следующими революционными изменениями в анатомии гоминид: структурные преобразования мозга, увеличение мозговой полости и головного мозга, развитие двуногого передвижения (бипедализм), развитие хватательной кисти, опущение гортани и подъязычной кости, уменьшение размера клыков, появление менструального цикла, редукция большей части волосяного покрова. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п.
Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век - палеолит. Он продолжался около 2 млн. лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит - период антропогенеза, поздний палеолит - период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.
Социальная эволюция, или социогенез начинается 40 тыс. лет назад с появлением родо-племенного строя . По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время зарождается современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род - дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.
Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.
Период безорудийной деятельности длился очень долго. Если учитывать самые ранние из обнаруженных сегодня форм древнего человека, около 6-7 млн. лет, и появление первых орудий труда, случившееся 2,2 млн. лет назад, то он продолжался не менее 5 млн. лет, т.е. значительно дольше, чем вся последующая цивилизация.
Факты свидетельствуют о том, что эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его вряд ли удастся отличить от нас. Труд и порожденное им сознание помогли формирующемуся человеку не только приспособиться к дикой природе, но и приспособить ее к своим потребностям. Антропогенез - непрерывная нить истории, ведущая от человека умелого к человеку разумному . Таков питекантроп, обезьяночеловек, живший примерно 0,5 млн. лет назад. За ним вверх по эволюционной лестнице идут синантроп и гейдельбергский человек. Еще выше - неандертальцы, обладавшие членораздельной речью и жившие группами по 50-100 человек. Они одевались в шкуры, широко пользовались огнем.
Неандертальцы, как и сапиенсы, проходили через «бутылочные горлышки» - периоды резкого снижения численности, за которыми следовали периоды быстрой экспансии. Последний общий предок неандертальцев и современных людей, судя по генетическим данным, жил около 600-800 тысяч лет назад. Практически доказано, что среди современных людей нет потомков неандертальцев по прямой материнской линии.
Примерно 50 тыс. лет назад, как считала наука совсем недавно, на Земле появился кроманьонский человек, внешне почти не отличимый от наших современников. Он приручал животных, делал первые шаги в области земледелия, знал гончарное дело, умел сверлить, шлифовать. Это был Homo sapiens. Сегодня время его появления постоянно отодвигается вглубь веков. До находки в Афаре (Эфиопия) в 2003 г. двух черепов возраст самых ранних останков предков Homo Sapiens, известных науке, составлял от 130 до 100 тысяч лет. Теперь нижняя граница появления современного человека (его назвали «Homo sapiens идалту») отодвинута на 160 тыс. лет. Черепа относятся к более поздней ступени развития, чем неандертальцы. Они свидетельствуют, что ранние люди появились в Африке еще до того, как в Европе исчез последний неандерталец. Раскопки, проведенные Т.Вайтом, показывают, что современные люди сосуществовали одновременно с неандертальцами и появились сначала в Африке, а не одновременно в разных уголках земного шара. В 1967 г. на юге Эфиопии экспедицией под руководством кенийского палеоантрополога Ричарда Лики были найдены древние останки человека, возраст которых определили тогда в 130 тыс. лет. А в 2005 г. их проанализировали заново, и оказалось, что на самом деле возраст древнего Homo Sapiens равен 195 тыс. лет . Генетические исследования показывают, что современный человек мог появиться 150-200 тыс. лет назад.
Окончание антропогенеза означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад , стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что да-вало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.
1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации.
2. Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.
Свой анализ развития общества А.Тойнби строит, основываясь на идее цикличности развития. Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Обозначение фаз "полного жизненного цикла" локальной цивилизации наполнены у А.Тойнби конкретным содержанием. Так, фаза роста есть период поступательного развития цивилизации. Надлом характеризует пространственно-временной интервал, в границах которого начинается упадок цивилизации. Венчает цикл дезинтеграционная фаза - период разложения цивилизация, завершающийся ее гибелью.
В главном труде А.Тойнби, двенадцатитомном "Исследовании истории", каждой из четырех фаз цикла посвящена специальная часть. Последовательный переход от одной стадии эволюции цивилизации локального типа к другой представляет собой процесс функционирования последней.
В качестве основной характеристики дезинтеграционной стадии Арнольд Джозеф Тойнби рассматривал раскол общества на три группы: господствующее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат. При этом деятельность каждой из названных групп осуществляется благодаря содействию конкретных организационных структур. Для господствующего меньшинства в таком качестве выступает "универсальное государство", понимаемое вполне традиционно. Внутренний пролетариат создает на этом этапе эволюции цивилизации "универсальную религию и церковь"(это важнейшая социальная структура в теории А. Тойнби), а внешний - "варварские военные банды".
Стадия дезинтеграции характеризуется не только общественным расколом, но и более глубинным "расколом души" представителей данной цивилизации. В общественной жизни при этом существует четыре возможный способа спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции. Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности, средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь "универсальная религия и церковь".
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. (7*)
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.
Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Если первое, возникнув в 18 веке, фиксировало окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе говоря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат Европы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) читаем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание истории должна составлять культурная история или история цивилизации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры) : 1) материальный быт, все то, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей; 2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искусство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.
Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась"(8*).
В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает экономическим фактором культуры и сферой развития различных элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает материальной основой существования и развития цивилизации - локальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал Н. Я. Бромлей, - накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим /"цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду" (9*).
Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеей, следует отметить, что необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеология, порождаемые определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизованный человек - это во-первых, человек, не относящийся к стадии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том числе регламентирующие место и роль культуры в нем.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о зарождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контраверзы в цивилизационном развитии: утверждение универсального образа жизни, с одной стороны, и углубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в становлении современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая не только сферу материального производства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.
Многие культурологические концепции доказывают невозможность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.
Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа - далеко не праздный вопрос.
ВЫВОДЫ.
1. Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.
При изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.
2. Не менее актуальной является проблематика цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
Правильный подход к проблеме позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.
3. Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся ^ споры, порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация". Это подчеркивает своеобразие региональных культур.
Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим, "цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964
Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 737
Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5. С.211.
Цит. по: Гаген-Торн Н.И. Вольфила: Вольно-философская Ассоциация в Ленинграде в 1920 - 1922 гг. // Вопр. филос. 1990. №4. С. 104
См., например: Злобин Н.С. Культура и общественный
прогресс. М„ 1980. С. 45, 46, 54, 56.
Межуев.В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С.328.
Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963 -1966. Т.2. С. 192, 204.
Лавров П.Л. Исторические письма// Интеллигенция. Власть. Народ / Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1993. С.58.
Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур // Цивилизации. Вып.2 / Под ред. М.А.Барга. М., 1993. С.235.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.:
Политиздат, 1989. - 639 с.
2. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.
3. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995. № 4, с. 122 - 127.
4. Краткий философский энциклопедический словарь. -М.: Изд. группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 570 с.
5. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964
6. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций:
Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.:
Гардарика, 1998. - 446 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.
9. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.:
Политиздат, 1990. - 378 с.
10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.:
"ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.
11. Философский энциклопедический словарь / сост. С.С. Авер^ищев, Э.А. Араб-Оглы, М.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд.М.: "Советская энциклопедия", 1989 - 815 с.
12. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавоиненк-п -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.
13. Философскпй энциклопедический словарь. М.:
ИНФРА-М, 1999. - 576 с.
1* -см. приложение
Общества. На уровне цивилизаций выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Что касается соотношения понятий «культура» и «цивилизация», то в научной литературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление и взаимообусловленность. Первоначально эти понятия использовались как синонимы. Еще философы...
Которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно "разведение" понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а не редко и резко...
Мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись. Соотношение культуры и цивилизации (не рефлексия этого отношения, а оно само) обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально- ...
Как знание и осознание новых объектов, а вместе с ними и образовавшей их воли. то есть воля относится к одному структурному уровню Бытия, а ее осознание – к следующему, более высокому, уровню. Перейдем к понятиям культура и цивилизация С определением понятия культура все обстоит достаточно однозначно и определенно. "В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и...
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЧЕЛОВЕК В ДРЕВНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА –ИЗ НИЧЕГО, ПО ВОЛЕ БОГОВ, ПО ВОЛЕ ПРИРОДЫ. НАУЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- АНТРОПОГЕНЕЗ СВЯЗАН С Ч. ДАРВИНОМ В 19 В. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА..» И «РОЛЬ ТРУДА …» в 20 В. ЭТИ ИДЕИ СОСТАВИЛИ КОНЦЕПЦИЮ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПР ИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАМАПИТЕК (14 – 20 МЛ) АВСТРАЛАПИТЕК (5- 8 МЛ) HOMO HABILIS- ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ (2МЛ) HOMO ERECTUS – (1-1,3 МЛ) HOMO SAPIENS- 150 ТЫСЮ- 200ТЫС. КРОМАНЬОНЕЦ(40 – 50 ТЫС.) ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ТРУДА В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТ УПИЛ МЕСТО МНОГОФАКТОРНОСТИ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО
ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ЗАНЯТИЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА: ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК ОБЪЕТИВНАЯ: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ЖИВЫМ. ДВА ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ СВЯЗЫВАЕТСЯ С МОРАЛЬНЫМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ ЗЕМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В ДРУГОМ – С ЦЕННОСТЯМИ, НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЗЕМНОЙ ЖИЗНЬЮ.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. АРИСТОТЕЛЬ- СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ. КАНТ И ГЕГЕЛЬ- 17 – 18 В. – СМЫСЛ ЖИЗНИ С НРАВСТВЕННЫМИ ИСКАНИЯМИ И САМОПОЗНАНИЕМ Э. ФРОММ- 20В. –ДЛЯ ОДНИХ СМЫСЛ ЖИЗНИ- БРАТЬ, ДЛЯ ДРУГИХ – ТВОРИТЬ, ОТДАВАТЬ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. С.Л. ФРАНК СМЫСЛ ЖИЗНИ В ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ И ТВОРЧЕСКОМ НАЧАЛЕ Н.Н ТРУБНИКОВ – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ САМОЙ ЖИЗНИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕК СМЕРТЕН, КОНЕЧЕН, НО СОЦИАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ОН ИМЕЕТ ШАНС БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. НО ХВАТАЕТ ЛИ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ?
НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАССМАТРИВАЕТСЯ В ЧЕТЫРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ: БИОЛОГИЧЕСКОЕ – АНАТОМИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- БИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА МЕДИЦИНА ПСИХИЧЕСКОЕ- ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА - ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЕ- ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУПП, ПРАВО, ПОЛИТОЛОГИЯ И Т.Д. КОСМИЧЕСКОЕ - ОСМЫСЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕЛЕННОЙ- ЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАДСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ- СВЯЗЬ МИКРОМИРА И МАКРОМИРА.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ
Урок 2. Происхождение и природа человека
28.10.2013 15643 0
Генерал! Человек очень нужен.
Он может летать, и он может убивать.
Но у него есть один недостаток:
Он может думать.
Б. Брехт
Цели: расширять знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность», «общество»; развивать умение анализировать информацию из разных источников; воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.
Tun урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
На этом уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Понятие антропогенеза.
2. Основные теории происхождения человека.
3. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции.
II. Проверка домашнего задания
(Учитель спрашивает 2-3 учащихся об их любимом афоризме и собирает списки в соответствии с домашним заданием.)
В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Прочитайте составленный список таких наук. (/.
Анатомию и физиологию человека изучают биология, генетика, медицина. 2. Психические процессы, память, воля, характер и т. д. являются предметом исследования психологии. 3. Жизнь людей в далеком прошлом, в наше время и в будущем - история. 4. Поведение в обществе, место и роль в общности - социология, культурология, педагогика.5. Способность и степень влияния на политические процессы, взаимоотношения с государством и властью - политология.
6. Наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого познания - философия.)
Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека, общества еще много спорного и неизвестного. Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» -самый сложный вопрос в науке. Постарайтесь в конце урока дать оценочное суждение, прав ли великий философ И. Кант.
III. Изучение новой темы
1. Понятие антропогенеза
Первый человек появился на земле примерно 2,5-3 млн лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество. Естественно, что вопрос о причинах этого явления всегда интересовал людей. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме, и в научный оборот введены такие понятия, как антропогенез (процесс формирования человека), социогенез (период становления человеческого общества), антропосоциогенез (становление человека и общества).
Родство человека и животных несомненно. К такому выводу пришли ученые еще в XVIII в., а в XIX в. Чарльз Роберт Дарвин доказал, что далекими предками человека были антропоиды (человекообразные обезьяны). Но между ними и людьми того вида, к которому мы с вами принадлежим и который именуется
Homo sapiens (Человек разумный), лежит длительный переходный период, который завершился примерно 35-40 тыс. лет тому назад.Это был период превращения животного в человека (антропогенез) и одновременно становления человеческого общества (социогенез). О том, как конкретно шел этот процесс, можно судить по костным останкам, которые изучают палеоантропология и археология. Но главный вопрос антропосоциогенеза - что являлось его движущей силой - не имеет однозначного и общепринятого ответа.
Когда на земле появился человек?
Как называется наука, которая изучает историю по результатам раскопок?
Что вы знаете о теории Дарвина?
2. Основные теории происхождения человека
До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. Вспомним библейское сказание. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие. Первого человека Бог создал из праха земного, «из звонкой глины» (сура
15, аят 26). Бог «сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу».
В иудаизме Бог-творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) - из своих рук, вайшьев - из своих бедер, шудр - из ступней. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - четыре основные касты индийского общества.
Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.
Современная христианская теология призывает толковать эти рассказы иносказательно. Например, «день» - это не один день, а иносказательное наименование целой эпохи, большого периода в истории Земли. При этом часть теологов не отрицают происхождение человека от обезьяноподобных предков, но считают, что эволюция направлялась Божественным промыслом. Бог также наделил обезьяночеловека душой и тем самым сотворил настоящего человека, причем первоначально это была всего одна пара людей -Адам и Ева.
Некоторые последние исследования ученых в области генетики отчасти подтвердили это предположение. Вполне возможно, что человечество действительно произошло от одной пары людей. Только человек и обезьяны болеют СПИДом (первый человек заразился этой болезнью от обезьяны в Центральной Африке); у них одинаковые симптомы заражения и протекания воспаления легких.
Вместе с тем скептически настроенные ученые не желают все приписывать деятельности сверхъестественных сил и пытаются найти естественные причины происхождения человека.
Третья группа ученых, отрицая религиозные трактовки, пытается совместить науку и самые фантастические предположения.
Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным событиям - все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO - английской аббревиатуры НЛО). Суть теории - предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.
Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т. е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли. А таинственные гигантские геометрические фигуры, периодически появляющиеся на полях Великобритании? Легендарная Марина Попович заявляет, что космонавты наблюдали НЛО...
Уфологическая концепция пережила бум после публикации в 1968 г. книги швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминание о будущем», по которой позднее был снят одноименный фильм. Однако до настоящего времени нет прямых и неоспоримых доказательств пребывания инопланетян на Земле. Некоторые астрофизики выдвигают гипотезу об уникальности жизни на Земле, ее неповторимости.
Автором культурно-коммуникативной теории является американский социальный философ Льюис Мамфорд. Он убежден, что человек сохранил и развил свою биологическую природу вследствие ориентации своей энергии на создание культурных (символических) форм выражения и общения, на создание искусственной среды обитания.
Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч. Дарвина и Ф. Энгельса.
К началу XIX в. в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 г. он опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (пород, форм) в борьбе за жизнь». Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции - естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. Эта борьба происходит из-за почти неограниченной способности организмов к размножению («геометрическая прогрессия размножения») и ограниченного пространства для их существования. Представление об эволюции органического мира Дарвин распространил и на человека: человек как биологический вид имеет естественное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.
Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. Первым это попытался доказать французский ученый Буше де Перт. «Труд сделал из обезьяны человека» - таков главный вывод Ф. Энгельса в его научной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
По мнению Энгельса, именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, креативность (способность к творчеству), и сложились разнообразные формы общности людей.
Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий труда не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности. Следовательно, эти навыки не могут влиять на изменение биологического облика человека. Находки останков древнейших предков человека более древние, чем первые из найденных орудий труда. Значит, человек сначала приобрел «человеческий вид», а только потом начал заниматься орудийной деятельностью. Высшие приматы нередко пользуются палками и камнями в качестве вспомогательных орудий, но только предки человека пошли по пути эволюции, а обезьяны остались обезьянами...
Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 г. русским биологом Ильей Ильичом Мечниковым в книге «Этюды о природе человека». Мечников пишет: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего «урода» не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как «необыкновенное» дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей... Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей и вообще у родоначального вида...Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями... Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному же явлению».
Однако широкого распространения в то время теория аномалии не получила.
В 60-е гг. XX в. ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.
Таким образом, загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.
Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свой выбор.
Дополнительный материал
1. Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.
Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.
Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом
Н.Н. Ладыгиной-Котс. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.
Не менее интересны наблюдения за шимпанзе в условиях тропического леса.
Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал. Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутангов, горилл и многих других обезьян.
В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий.
2. Доказательства родства человека и животных
Люди с глубокой древности интересуются вопросом о происхождении человека. Первые научные свидетельства о сходстве человека с человекообразными обезьянами содержатся в описаниях путешественников XVII-XVIII вв. Известно, что К. Линней в своей «Системе животного мира» (1735) определил место человека в группе приматов. Сходство между человеком и другими приматами свидетельствовало об их общем происхождении. Поэтому Ж.Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» (1809) первым высказал предположение о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле. Возможно, передвижение на двух ногах среди высоких травянистых растений позволяло им лучше обозревать окрестности и раньше обнаруживать врагов, а освободившиеся от опоры руки служили для подхватывания и удержания детенышей при бегстве...
Поразительное сходство раннего детского развития между человеком и высшими млекопитающими доказывают уникальные случаи воспитания детей в стадах (прайдах) зверей. Такие «маугли», попавшие в младенчестве в звериные семьи и выкормленные самками животных, вполне благополучно развиваются до подросткового возраста.
Наибольшее сходство существует между человеком и высшими узконосыми, или человекообразными, обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутангом и гиббоном). Максимальное число общих черт отмечают у человека и африканских приматов - шимпанзе и гориллы. Поразительное сходство существует у них в строении и функционировании внутренних органов. Пальцы у антропоидов, как и у человека, имеют плоские ногти. У высших приматов и человека сходное строение зубных систем, органов слуха, в том числе ушных раковин, зрения, мимических мышц.
У приматов также четыре группы крови и кровяные клетки не разрушаются при взаимном переливании соответствующих групп крови. Детеныши у обезьян, как и дети человека, рождаются беспомощными. Длительное время они нуждаются в кормлении молоком и уходе матери... Гены человека совпадают с генами шимпанзе на 95%.
3. Адам и Ева никогда не встречались
«Комсомолка» совместно с журналом «National Geographic Россия» продолжают изучать родословную российских знаменитостей. Они участвуют в уникальном международном Генографическом проекте. Сейчас ученые-генетики по всему миру собирают ДНК-пробы людей разных рас и народностей. Проект начался в 2005 г. Научным руководителем является специалист по популяционной генетике Спенсер Уэллс. Вот что он рассказал корреспондентам «Комсомольской правды»: «У всех людей на Земле была одна праматерь».
Любой человек похож на своих родителей, но не является их точной копией. Поскольку ребенок при зачатии получает половину генов от отца, а половину - от матери, возникает совершенно новая цепочка генов. Но есть в этой цепочке звено, которое уже многие десятки тысяч лет остается неизменным. Ученые его назвали «митохондриальная ДНК». Она присутствует и у мужчин, и у женщин. Но передается исключительно по женской линии. К примеру, митохондриальная ДНК от матери без изменений перейдет к ее сыну и дочери.
Но у детей сына этой ДНК уже не будет, а вот дочка «передаст» ее своим детям в полной сохранности. Так ученые по женской линии могут восстановить прапрапрабабушек любого человека до самых древних времен.
«Обнаружилась удивительная вещь,- рассказывает Спенсер Уэллс-Генетики выяснили, что все живущие сегодня люди восходят по женской линии к одной женщине. Ученые называют ее «митохондриальной Евой». И жила она в Африке примерно 150-170 тыс. лет назад».
Никакой религии! Наша Ева вовсе не была первой женщиной на планете. Ведь
Homo sapiens возникли около 200 тыс. лет назад. И все же, несмотря на то, что люди к моменту рождения Евы существовали уже около 30 тыс. лет, она уникальна, поскольку с тех времен до сегодняшнего дня дожили только ее потомки. «Детей» других женщин, современниц Евы, сейчас нет.Материнская линия может оборваться по нескольким причинам. У женщины может не быть детей, или у нее рождаются только мальчики (которые не передают ее митохондриальную ДНК следующим поколениям). Она может стать жертвой катастрофы, например, извержения вулкана, наводнения, голода, стать добычей хищников...
«Почему повезло Еве, не ясно,- говорит Уэллс - Возможно, простая удача, может быть, нечто большее».
И еще одна загадка. Примерно 150 тыс. лет назад, при жизни нашей Евы, в интеллектуальных способностях людей произошел, как говорят ученые, большой скачок. Они обрели речь. Люди получили способность планировать действия и осуществлять их совместно. А это помогло им быстро осваивать новые территории и в итоге победить в конкурентной борьбе неандертальцев.
Генетики пытались вычислить и прародителя мужской половины, «Адама». Ведь от отца к сыну без изменений передается другое звено генетической цепочки - Y-хромосома. Но у мужчин, как водится, оказалось все сложнее - «Адамов» специалисты обнаружили несколько. Самый древний из них жил примерно 100 тыс. лет назад, что на 50 тыс. лет позже «Евы», и встретиться с ней, увы, никак не мог.
Получается, что «мать» у нас общая, а «отцы» разные».
4. Сергей Лукьяненко: потомок викингов
Его первые предки обнаружились «всего» 50 тыс. лет назад. Через 5 тыс. лет они вместе ушли из Африки на Ближний Восток. Затем они двинулись в дремучие леса Европы. И там 25 тыс. лет назад стали родоначальниками новой культуры. Ученые предполагают, что люди именно этой группы первыми внесли в свою жизнь понятие религии. На местах их стоянок археологи часто находят фигурки пышных женщин с толстым животом. Эти маленькие скульптуры, которые называют Венерами, размером с ладонь, могли служить символом благополучия и счастья.
Использовали Венер как обереги, но возможно, изображали они и богинь.
А когда 15 тыс. лет назад ледяные покровы на большей части Европы стали таять, предки писателя-фантаста отправились в Северную Европу, добравшись и до Скандинавии. И уже их потомки - викинги - в нашу эпоху наводили страх на всю Европу. Набегами рогатых воинов можно объяснить то, что ученые обнаружили похожие гены еще и у населения южной Франции и Британских островов. Любили ребята развлечься.
Кстати, по одной из версий, Рюрик - родоначальник династии великих князей Киевской, а потом и Московской Руси, тоже выходец из Скандинавии. Уж не Рюрикович ли автор «Дозоров»?