Ниже приведен латинский алфавит с тем произношением, которое было принято в средние века и которое более распостранено в практике преподавания. В латинском алфавите 25 букв:
|
|
Примечания:
1. Латинское h произносится как украинское г или немецкое h .
2. Буква k сохранилась только в сокращениях K. или Kal слова Kalendae календы (первое число каждого месяца у римлян).
3. Буква l передавала звук [л] мягкий, средненёбный -- как в слове люстра .
4. Буквы y и z употреблялись только в словах греческого происхождения.
5. В классической латыни буквы u и i обозначали как гласные звуки [u] и [i], так и согласные [v] и [j]. Буквы v и j появились только в XVI веке. В словарях можно встретить различное написание, например: iam и jam.
6. С заглавной буквы пишутся имена собственные, геогр. названия, наименования народов и прилагательные, произведенные от них.
ГЛАСНЫЕ И ДИФТОНГИ.
Шесть букв a , e , i , o , u , y передавали 12 гласных звуков (шесть долгих и шесть кратких).Сочетание двух гласных (слогового и неслогового) в одном слоге называется дифтонгом . В латинском языке четыре дифтонга (два последних правильнее называть диграфами):
au -- произн. как русское ["ау]
eu -- произн. как русское ["эу]
ae -- произн. как русское [э]
oe -- произн. как немецкое [ö] или французское [œ].
Если в сочетаниях ae и oe гласные относятся к разным слогам, т.е. должны произносится раздельно, то над вторым ставятся ¨ (трёма) или знак долготы - или краткости ˘. Например, poëta или poēta [по"эта] поэт ; coëmo или coĕmo [ко"эмо] скупаю .
СОГЛАСНЫЕ.
Латинские согласные звуки классифицируются следующим образом:
|
N.B. : Сочетание немого звука -- muta (p, b, t, d, c, g) с последующим плавным -- liquida (l, r) -- называется múta cum líquida.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ.
Согласный c перед гласными звуками переднего ряда [e] и [i], т.е. перед буквами e , i , y и дифтонгами ae , oe , произносится как русское [ц]. Например centum [ц"ентум] сто , circulus [ц"иркулюс] круг , Cyclops [Ц"иклопс] Циклоп , Caesar [Ц"эзар] Цезарь , coeptum [ц"ёптум] начинание .Во всех остальных случаях, т.е. перед гласными непереднего ряда (a , o , u и дифтонгом au ), а также перед всеми согласными c произносится как русское [к]: clarus [кл"ярус] славный , cura [к"ура] забота , casa [к"аза] хижина , causa [к"ауза] причина , collega [колл"ега] товарищ .
Эти
сочетания
встречаются
только в
словах
греческого
происхождения:
ph
произносится
как
русское
[ф]:
philosophus
[фил"озофус]
философ
;
rh
произносится
как
русское
[р]:
rhetor [р"этор]
ритор
;
th
произносится
как
русское
[т]:
theatrum
[тэ"атрум]
театр
.
ch
произносится
как
русское
[х]:
pulcher
[п"ульхэр]
красивый
;
ti
перед
следующим
за ним
гласным
произносится
как [ци]:
ratio [р"ацио]
разум
,
scientia
[сци"энциа]
знание
,
НО в
слове
totius
(род.
пад. от
totus
весь,
целый
,
в
греческих
словах,
например,
Miltiades
[Мильт"иадэс]
Мильтиад
и после
s
,
t
,
x
сочетание
ti
произносится
как [ти]:
bestia [б"эстиа]
зверь
.
Перед
заднеязычным
звуком
буква
n
передает
заднеязычный
носовой
звук [ŋ]:
ancora
["аŋкора]
якорь
.
Сочетание
ngu
произносится
как [ŋгв]:
lingua
[л"иŋгва]
язык
.
Буква q употребляется всегда в сочетании с u , обозначая заднеязычный лабиовелярный звук, и произносится как [кв]: quinque [кв"инквэ] пять .
Сочетание su в словах suadeo [св"адэо] советую , suavis [св"авис] приятный , consuesco [консв"эско] привыкаю произносится как [св]. В других случаях это сочетание произносится как [су]: suus [с"уус] свой .
В интервокальном положении (между гласными) s озвончается и произносится как русское [з]: casa [к"аза] хижина . Во всех остальных случаях s произносится как русское [с]: stare [ст"арэ] стоять , sanus [с"анус] здоровый , vesper [в"эспэр] вечер .
КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО И СЛОГА.
В латинском языке гласные звуки отличались по длительности произношения, т.е. могли быть долгими или краткими . Для обозначения долготы и краткости приняты надстрочные знаки - и ˘, например, ā (долгое), ă (краткое).Длительность гласного или слога называется его количеством . Время, необходимое для произнесения краткого гласного или слога, называется мора (mora). Долгие звуки или слоги произносились в два раза дольше кратких. (При чтении мы не всегда соблюдаем длительность, но знать количество слога или звука необходимо для правильной постановки ударения).
СЛОГ И СЛОГОРАЗДЕЛ.
Слоги в латинском языке могут быть открытыми и закрытыми . Слог, оканчивающийся на гласный звук -- открытый; слог, оканчивающийся на согласный звук или группу согласных -- закрытый.Слогораздел проходит:
1. Между двумя гласными: de-us [д"э-ус] бог ;
2. Между гласным или дифтонгом и одиночным согласным: lu-pus [л"ю-пус] волк , cau-sa [к"ау-за] причина ;
3. Перед группой muta cum liquida: pa-tri-a [п"а-три-а] родина , tem-plum [т"эм-плюм] храм ;
4. Внутри группы согласных:
a) между двумя согласными: lec-ti-o [л"ек-ци-о] чтение ;
б) в группе из трех согласных -- обычно перед последним согласным (кроме сочетаний с группой muta cum liquida!): sanc-tus [с"аŋк-тус] священный , НО doc-tri-na [док-тр"и-на] учение .
КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО.
Гласные звуки бывают долгими и краткими по природе или по положению в слоге. Следует запомнить, что:1. Все дифтонги долги по природе;
2. Гласный перед группой согласных долог по положению;
3. Гласный перед гласным краток по положению.
КОЛИЧЕСТВО СЛОГА.
1. Все слоги, содержащие дифтонги, долги по природе. Например, в слове causa [к"ауза] причина , слог cau -- долгий.2. Все закрытые слоги долги по положению, так как их гласный стоит перед группой согласных. Например, в слове ma-gis-ter [ма-г"ис-тэр] учитель , слог gis -- долгий.
Исключение из этого правила составляют случаи, когда гласный слога стоит перед сочетанием muta cum liquida. В прозе такой слог считается кратким: te-nĕ-brae [т"э-нэ-брэ] мрак, тень , а в стихах такой слог может быть и долгим.
3. Открытый слог краток по положению, если за ним следует слог, начинающийся с гласного звука. Например, в слове ra-tĭ-o [р"а-ци-о] разум , слог tĭ -- краткий.
4. Открытый слог, за которым следует слог, начинающийся с согласного, бывает долгим или кратким по природе. Например, в слове for-tū-na [фор-т"у-на] судьба , слог tū долог по природе; в слове fe-mĭ-na [ф"э-ми-на] женщина , слог mĭ краток по природе. Для выяснения количества гласного в таких случаях следует обращаться к словарю.
УДАРЕНИЕ.
Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (т.е. слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему:1. Ударение не ставится на конце слова.
2. В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: v"i-a дорога .
3. В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога ). В подобных случаях ударение ставится:
а) на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-t"ū-na -- судьба , ma-g"is-ter -- учитель ;
б) на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: p"o-pŭ-lus -- народ , r"a-tĭ-o -- разум .
ПРИЛОЖЕНИЕ: СЛОВАРЬ.
|
|
Nomina si nescis, periit et cognitio rerum
(Если не знаешь названий, потеряно и познание вещей)
К. Линней - эпиграф к книге «Philosophia botanica» (1751)
Основные правила латыни.
Латинский язык - многовековая основа для научного общения. На основе латыни построена терминология многих наук, в том числе и биологических. Ботаническая бинарная номенклатура также основана на латинских или латинизированных словах.
Сложные сочетания гласных звуков (так называемые дифтонги) произносятся:
Ае, как русский звук э, aetas—этас
Ое, как немецкое ö: proelium—прёлиум
Au, как ау с кратким у: auris—а?рис
Eu, как эу с кратким у: eurus—э?рус.
Две точки сверху е в соединениях аë, оë указывают на то, что каждая буква произносится самостоятельно: aër—аэр, poëma—поэма.
Буква с перед e, ae, eu, oe, i, y произносится как ц, во всех остальных случаях как к:
Cicero—Цицеро, lac—лак, vacca—вакка.
Буква s в середине слова между двух гласных произносится звонко как з: rosa—роза, в остальных случаях глухо: censor—ценсор.
Буква u в сочетаниях qu, ngu перед гласными произносится как в: aqua—аква, sanguis—сангвис.
Буква q употребляется только в сочетании с u.
Буква j (йот) произносится как й: major—майор. В начальном слоге этот звук сливается с последующей гласной, Janus—Янус.
Слог ti перед следующей гласной произносится как ци: oratio—орацио, rebutia— ребуция.
Произносится как ти, если перед ti находится s, t,x: mixtio—микстио, ostium—остиум, Atticus—Аттикус.
Сочетание ch произносится как х: chlorus— хлорус
Ph произносится как ф: phylio—филио
Th произносится как т: phython—фитон, theatrum—театрум
Rh rrh произносятся как р: Rhodos—Родос. Эти буквосочетания и наличие у (игрек — и греческое) указывает на греческое происхождение слов.
Слоги в словах могут быть долгими и краткими.
Слог считается кратким: а) если в слоге за гласной следует гласная v?a.
Слог считается долгим: а) если в слоге находится дифтонг praemium; б) если в слоге находится гласная, за которой следует одна согласная, то слог может быть и краток и долог в зависимости от качества самой гласной.
Исходя из этого, имеется правило для ударения:
1) в двухсложных словах ударение ставится на предпоследнем слоге; máter, rósa.
2) в многосложных словах ударение на предпоследнем слоге если он долог, если он краток, то ударение на третьем от конца слоге; Románus, Cér?us.
Имена существительные имеют три рода:
женский - имеет окончания a, is (mamillaria, rhipsalis);
средний род - имеет окончание um (gymnocalycium);
мужской род - имеет окончание us (cereus).
Ботанические названия состоят из двух слов (бинарная номенклатура). Первое слово имя существительное обозначает род растения и пишется с прописной буквы. Второе слово видовой эпитет, это прилагательное, пишется со строчной буквы. Видовой эпитет может отражать какие-либо признаки вида (Mamillaria plumosa—Мамиллярия перистая), может указывать на географическое происхождение (Cereus peruvianus—Цереус перуанский), показывать экологическое положение (Lobivia saxatila—Лобивия скальная). Эпитет может быть дан в честь людей (Mediolobivia haagei—Медиолобивия Хаге).
Чтобы ботанические названия не были трудными для запоминания, желательно знать значения отдельных слов и корней. И поскольку в образовании ботанических названий используется относительно небольшое количество латинских и греческих корней встречающихся в самых различных комбинациях, освоение их помогает осмыслить значение названий и тем самым облегчить запоминание.
Латинский алфавит (таблица), дифтонги, ударение в словах, буквосочетания, произношение в латинском языке.
Латинский алфавит на протяжении истории развития латинского языка менял свой состав. Самый первый алфавит состоял из 21 буквы, затем в разные эпохи начались добавления новых букв. Некоторые из них вышли из употребления, другие остались. В результате появился классический латинский алфавит, состоящий из 23 букв (некоторые из которых дал греческий язык).
После исчезновения Римской империи как государства латинский алфавит остался основой для почти всех языков Европы , но в каждом из вариантов были какие-то свои изменения (наиболее близкими к классическому варианту латинского алфавита были романские языки: итальянский , испанский , португальский , каталанский , французский).
Современный латинский алфавит состоит из 25 букв (если с буквой W , то 26). С буквами латинского алфавита можно ознакомиться в таблице, представленной ниже:
Прописные |
Строчные |
Название |
Произношение |
[г]* |
|||
[л]** |
|||
[к]*** |
|||
В латинском языке с большой буквы пишутся:
- имена собственные;
- названия национальностей и месяцев года;
- прилагательные, образованные от имен собственных, а также наречия: Graecia Antiqua – Древняя Греция , Craece scribere - писать по-гречески
Дифтонги, буквосочетания и произношение в латинском языке
В латинском языке существуют следующие дифтонги:
ae – произношение похоже на русские звук [э]
oe – произносится как немецкий ö умлаут или французский дифтонг , например, в слове peur
au – похож на сочетание русских звуков [ау]
ei – читается как [эй]
eu – похож на звучание русских звуков [эу]
Стоить отметить, что если на одной из букв в сочетании дифтонгов стоит две точки или знак количества, то звуки в данном сочетании будут произноситься отдельно: poë ta , poēta
Буква «с » в латинском языке читается как [k]: crocodilus , cultura , colonia (колёниа)
Буква «с » + e , i , y , ae , eu , oe читается как звук [ц]: Cicero , Cyprus , caelum (цэлюм)
* Буква h похожа по произношению на украинский звук [г]: humus (гумус)
«J » – читается как [й]: major . Если слова начинается с этой буквы, то она обычно сливается вместе со следующим гласными и произносится как один звук: Januarius , Juppiter .
** Буква «l » похожа по произношению на [ля, ль]: Latinus (лятинус), luna (люна).
l + i дает звук [ли], например: liber (либэр).
*** Буква «q » всегда встречается в сочетании qu +согласная и читается как [кв]: quadratus (квадратус). Исключение составляет слово quum (кум). Во многих изданиях можно встретить написание этого слова как cum .
Буква «s » в латинском языке читается как : universitas (унивэрситас), если буква «s » стоит между двумя гласными, то она произносится как [z]: Asia (азиа).
Обратите внимание, что сочетание букв ti + гласная читается как [ци]: constitution (конституцио). Исключения составляют: слово totius (тотиус), а также s , x , t + ti , например: ostium (остиум), Bruttium (бруттиум), в греческих словах, например: Boeotia (беотиа).
Произношение буквосочетаний: ngu и su :
ngu + гласная читается как [нгв]: lingua (лингва)
su + гласная читается как [св], например: suadeo (свадэо)
Ударение в латинском языке
В словах, которые состоят из двух слогов, ударение падает на второй слог с конца: ro sa . В словах, которые состоят более, чем из двух слогов, ударение падает на второй слог с конца, если он долгий: natu ra . Если же он короткий – на третий с конца: fa brica .
Слово + частицы que , ve , ne отодвигают ударение на последний слог данного слова, например: ro sa , но rosa que . Если же que является частью слова, то ударение ставится по общему правилу: ita que .
В следующей статье мы рассмотрим местоимения в латинском языке.
Одесса, Украина, ноябрь 2006
ВВЕДЕНИЕ
История латинского языка насчитывает не одно тысячелетие. Язык менялся со временем, менялся в зависимости от территории. " ... латинский язык проникал на завоеванные территории на протяжении целого ряда веков, в течение которых сам он как язык-основа несколько видоизменялся и вступал в сложное взаимодействие с местными племенными языками и диалектами" , стр. 12. Менялось и произношение. Бессмысленно ставить вопрос, что какое-то из них правильное. ВСЕ они правильные.
Основных тенденций сегодня всего две - это восстановленное произношение - произношение 1 в. до р.Х. со своими, кстати более простыми, правилами чтения, но с соблюдением количества слога и т.н. синалойфы - слитным чтением слов, когда предыдущее слово заканчивается гласной, а следующее - начинаеся с гласной. Стихотворения классической эпохи практически не требуют какого-то особого чтения, по сравнению с обыденной речью. Латинисты всего мира на конгрессах, посвященных живой латыни, приняли это произношение за базовое, поскольку в чуть более поздние эпохи язык начал дифференцироваться уже по национальному или территориальному признаку. Сайт Lingua Latina Aeterna ориентирован именно на это произношение, выбор этот был сделан еще создателем сайта Поляшевым М.П. Описанию этого произношения посвяшен следующий раздел.
Вторая тенденция - средневековая латынь. Правила чтения в ряде отношений упростились, в ряде отношений, напротив, усложнились. Длительность слога - не воспроизводится. Классическую поэзию следует читать по особым правилам, иначе она просто не звучит. Однако, средневековая поэзия звучит великолепно. Именно этим произношением пользовалось много миллионов людей в течении многих веков. Авторами, пользовавшимися именно этим произношением, написано множество произведений. В конце концов - это язык церкви. Главная беда этого произношения - наличие множества национальных школ, не согласующихся в деталях. Описание средневекового произношения русской школы см. в Приложении.
К сожалению путаницу в хронологию латинской фонетики вносят многие великолепные учебники русской школы. Так в разделе "Краткие сведения из истории латинского языка"
в , стр. 10 - 11 декларируется что
Под термином "классическая латынь" подразумевается литературный язык, достигший наибольшей выразительности и синтаксической стройности в прозаических сочинениях Цицерона (106 - 43 до н.э.) и Цезаря (100 - 44 до н;э.) и в поэтических произведениях Вергилия (70 - 19 до н.э.), Горация (65 - 8 до н.э.) и Овидия (43 до н.э. - 18 н.э.). Латинский литературный язык именно этого периода служит предметом изучения в наших высших учебных заведениях.
В качестве отдельного периода в истории латинского языка выделяется так называемая поздняя латынь, хронологическими границами которой являются III - VI вв...
Подчеркивание мое -- Ю.Семенов.
А уже на стр. 20 в разделе "Фонетика"
можно прочитать следующее
В латинском языке классического периода c во всех положениях означало звук [k]...
В латинском языке не ранее IV - V веков н.э. отмечаются случаи перехода звука [k] в аффрикату [ts ] перед e и i ; значительно позже такое явление становится распространенным...
c : c перед e , i , y , ae , oe читается как русская буква ц [ts ]; в остальных случаях (т.е. перед a , o , u , перед согласной и в конце слова) - как русская к [k].
Лично я усматриваю в этих двух цитатах из одного и того же учебника серьезное противоречие. Между тем, это один из лучших учебников русской школы.
Восстановленное произношение
Описание восстановленного произношения базируется на материалах Schola Latina Universalis (SLU) .
Основные источники информации о произношении классической эпохи для его восстановления это: методы исторического и сравнительного языкознания, сохранившиеся труды латинских грамматиков, в которых часто описывается артикуляция латинской речи, изучение типичных ошибок в письменных документах разных эпох, изучение поэзии классической эпохи.
Подробнее об этом см. .
Гласные
В латинском языке есть 6 гласных букв
a e i o u y
причем последняя буква встречается только в словах, заимствованных из греческого, и 12 основных гласных звуков - 6 кратких и 6 долгих
a e i o u y
Длительность гласных обозначена горизонтальной чертой над буквой, в согласии с традициями русской школы. Следует отметить, что SLU рекомендует другое обозначение долготы, имеющее свои преимущества и свои недостатки
Краткие гласные отличаются от долгих не только длительностью, но и тембром.
Гласной, соответствующей латинской y ни в русском, ни в английском языке нет. Англичанам рекомендуют округлить губы как для произнесения oo в слове goose, но произнести ee, как в geese. Русским можно посоветовать произнести и , зафиксировать положение языка и округлить губы, как при у . Или произнести ю без начального й .
Кроме того, в латинском языке имеется еще 4 носовых звука, появляющихся только в последнем слоге, заканчивающимся на -m (т.н. m caduca), если следующее слово начинается на гласную или h.
Am -em -im -um
В этом случае -m не произносится, а гласная становится носовой. Если же следующее слово начинается на согласную, отличную от h, то -m произносится, но уподобляется этой согласной.
tam pulcher
[ tam."pʊɫ.kɛɾ
]
tam turpis
[ tan."tʊr.pɪs
]
tam castus
[ taŋ."kas.tʊs
]
Слов, оканчивающихся на -om или -ym в латинском языке не бывает.
Дифтонги
В латинском языке есть 6 дифтонгов
ae oe au eu ej uj
Вторая гласная дифтонга произносится как очень кратко, практически как полугласная
ae | Вслед за звуком а следует очень краткий звук э ай | |
oe | [oe̯ ] | Вслед за звуком о следует очень краткий звук э , для русского или английского слуха он звучит практически как ой |
au | [ɑʊ̯ ] | Вслед за звуком а следует очень краткий звук у |
eu | [ɛʊ̯ ] | Вслед за звуком е следует очень краткий звук у |
ej | [ɛj ] | Звучит как эй |
uj | [ʊj ] | Звучит как уй |
Если пара перечисленных смежных гласных не образует дифтонга, а каждая из них произносится отдельно, образуя свой слог, то над одной из гласных ставится знак разделения или знак длительности гласной, например
a ër или a ēr
Согласные
В латинском языке есть 19 согласных букв
b c d f g h j k l m n p q r s t v x z
Рассмотрим произношение отдельных согласных и их сочетаний.
h [ h ] | придыхание, произносится как английская h . |
j [ j ] , v [ w ] | т.н. полугласные, j произносится как русская й , между гласными произносится как удвоенная: слово ejus читается как [ ɛj j ʊ s]; v произносится как английская w |
b [ b ] , d [ d ] , g [ g ] | произносятся как русские б , д и г . |
p [ p ] , t [ t ] , c [ k ] | произносятся как русские п, т и к . |
ph [ pʰ ] , th [ tʰ ] , ch [ kʰ ] |
Внимание: в классическую эпоху эти сочетания НЕ читались как ф
, т
и х
!
согласные с придыханием, произносятся как п, т и к , за которыми следует краткое придыхание h . услышать ф, т и к. Встречаются только в словах, заимствованных из греческого. Знатоки утвердждают, что произношение сходно с произношением соответствующих звуков в хинди, а также, что произнесение "pha", "tha" и "cha" перед горящей свечой должно ее погасить. |
gu [ gw ] , qu [ kw ] , su [ sw ] |
только сочетание ngu произносится как [ ngw ] , во всех остальных случаях произносится просто согласная g и вслед за ней гласная u ; qu всегда произносится как [ kw ] ; su иногда произносится как [ sw ] , но только в некоторых латинских словах, таких как suadeo, Suetonius, которые следует запоминать отдельно, во всех остальных случаях произносится согласная s , за которой следует гласная u . |
m [ m ] , n [ n ] или [ ŋ ] |
согласные m и n , как правило, произносятся как русские м и н . В сочетании ng буква n произносится как носовая [ ŋ ] . Буква n перед s или f удлиняет и, возможно, превращает в носовую предыдущую гласную, сама же при этом может вообще не произноситься. Случай -m подробно описан в разделе гласных. |
gn [ ŋn ] | сочетание согласных gn произносится как [ ŋn ] - как английское -ng, вслед за которым произносится n. Если не прислушиваться, можно услышать гн. |
r [ ɾ ], rh [ ɾ ʰ ], l [ l ] или [ ɫ ] |
согласная r произносится как в итальянском языке, мне кажется, что русская р - тоже неплохое приближение; rh произностится как r , с придыханием, произносимым почти одновременно; буква l может произноситься как два различных звука: первый вариант - светлый 1) (как в английском слове low) - перед i (limes) или в случае двойной l (ille), второй - темный (как в ангийском слове goal)- в остальных случаях (luna). |
f [ f ] , s [ s ] | произносятся как русские ф и с , причем s никогда не произносится как з . |
x [ k s] , z [ z ] или [ dz ] |
используются только в словах, заимствованных из греческого; x произносится как [ k s] ; z - как [ z ] или [ dz ] . В случае, когда z находится между гласными, она произносится как удвоенная, т.е. gaza произносится как ["gazza] или ["gadzdza] 2) . |
Удвоенные согласные всегда произносятся как удвоенные.
Среди согласных звуков есть т.н. немые (смычные), это b , p , d , t , g , c и плавные l и r . Древние грамматики обозначали смычные термином muta, а плавные - liquida. Сочетания немого с плавным принято называвть muta cum liquida. Такие сочетания играют важную роль при слогоразделе.
Сонант [l] имеет два основных тембра в зависимости от положения в слоге: перед гласными - тембр гласного [i] (светлый или мягкий), в остальных положениях - тембр нелабиализованного , так как задняя спинка языка поднята к мягкому небу (темный или твердый). Качество гласного также влияет на тембр сонанта [l], и можно сказать, что существует столько оттенков [l], сколько гласных в английском вокализме. В практических целях мы будем говорить о трех оттенках сонанта [l]: 1) светлом, 2) темном, 3) приглушенном (после фортисных глухих). Многие носители стандартного произношения во всех положениях произносят только светлый вариант сонанта [l], иные - только темный вариант этого сонанта во всех положениях. Большинство же образоваsepнных англичан произносят светлый вариант перед гласными и темный вариант в остальных положениях. Светлый вариант английского [l] никогда не бывает таким мягким, как русский палатализованный [л"], при произнесении которого средняя спинка языка поднимается значительно выше к твердому небу, чем при английском [l]. Темный вариант английского [l] никогда не бывает таким твердым, как русская твердая фонема [л]. Разница в звучании [l] светлого и темного и русских звуков [л"] и [л] объясняется еще и тем, что при произнесении английского [l] кончик и передняя часть языка прижаты к альвеолам, тогда как при русском [л] имеет место зубно-дарсальная артикуляция. В русском языке [л] и [л"] - разные фонемы, поскольку наличие или отсутствие палатализации выполняет смыслоразличительную функцию, например: мол - моль, был - быль. В английском языке варианты сонанта [l] не несут смыслоразличительной функции. Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку: Английское произношение. |
2) Все-таки скорее всего звук [d] из был аналогичен придыханию, в том смысле, что удвоение звучало не как (такое сочетание тяжело произнести!), а , аналогично тому, что сочетание θθ произносилось как tth. Благодарю М.Ледышеву за обсуждение и идею.
Слогораздел и количество слога
Каждой гласной (или дифтонгу) слова соответствует свой слог. Слогораздел происходит:
- перед следующей гласной или дифтонгом
- перед одиночной согласной
- перед сочетаниями согласных ch , ph , th , qu , иногда перед gu или su
- перед сочетаниями muta cum liquida
Если слог заканчивается согласной, он называется закрытым, иначе он называется открытым. Открытый слог с краткой гласной - краток. Все остальные слоги - долгие. Закрытый слог с краткой гласной долог "по положению".
Правила ударения
Ударение как правило может падать на последний слог лишь в односложных словах. Известно несколько многосложных слов с ударением на последнем слоге, например: il-līc , Ar-pī-nās . Это исключения, их следует запоминать отдельно.
Ударение падает та предпоследний слог если он долог.
Во всех остальных случаях ударение падает на третий от конца слог.
Синалойфа
Синалойфа (synaloepha) - Это характерное для латинского произношения классической эпохи слитное произношение двух слов, первое из которых оканчивается гласной, а следующее за ним начинается с гласной. Первый гласный звук произносится, но становится очень коротким, практически превращаясь в полугласную. При этом количество слога не изменяется. Синалойфа - это не элизия, поскольку гласные не теряются, но становятся краткими, и это не дифтонгизация, поскольку при дифтонгизации не первая, а вторая гласная произносится как полугласная.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Средневековое (школьное, церковное) произношение русской школы
Описание средневекового произношения базируется на материалах из учебнника .
Гласные
В классической латыни различались долгие и краткие гласные. В средневековой латыни различие гласных по количеству утратилось. В школьной латыни количество гласного указывается, когда это необходимо для определения формы слова и постановки ударения. В латинском языке имеется 6 монофтонгов: a, e, i, o, u, y. Ударения ставятся там же, где и в классической латыни.
Существуют правила, дающие возможность узнать краткость монофтонгов.
- В словах, содержащих более одного слога, любой долгий гласный в закрытом слоге сокращался перед любым конечным согласным, кроме s. В односложных словах сокращение происходило только перед m и t .
- Долгий гласный перед сочетаниями nt и nd сокращался.
- Краток, как правило, гласный перед гласным или h .
Дифтонг au соответствует русскому односложному [а́у] в двусложном слове "па́у-за".
Чрезвычайно редкий дифтонг eu соответствует русскому односложному [э́у].
Дифтонги ae и oe превратились в монофтонги, изображаемые двумя буквами (диграфы). Диграф ae означает звук [e], русское [э]. Диграф oe читается как немецкое и французское [ø:] или английское [ə:]. Если в графических сочетаниях ae и oe каждый гласный произносится отдельно, над e ставится трема или знак, означающий количество гласного.
Согласные
В русской учебной практике установилось двоякое чтение латинской буквы c : перед e, i, y, ae, oe она читается, как русская буква ц . В остальных случаях - как расская к .
Сочетание ti читается как ци , однако, в положениях перед гласным в сочетаниях sti, xti, tti читается как ти .
l принято произносить мягко, как в немецком или французском языках.
Сочетания qu, gu, su читаются как в классической латыни, но вместо звука [w] принято использовать русский [в].
s между гласными произносится как [з], а в остальных положениях как [с].
Аспираты rh, th читаются как [р] и [т]. ch произносится как х , ph - как [ф].
ССЫЛКИ и ЛИТЕРАТУРА
- Учебник латинского языка, под ред. В.Н. Ярхо, М., Просвещение, 1969.
- W. Sidney Allen, Vox Latina, The Pronunciation of Classical Latin, Cambridge Univ. Press, 1989
- Schola Latina Universalis: Soni - детальное описание восстановленного произношения.
- Vicipaedia: Pronuntiatio Latina - краткое описание восстановленного произношения.
- Vicipaedia: Pronuntiatio Ecclesiastica - краткое описание церковного произношения.
- Ostraca: La pronuncia del latino - раздел интересного итальянского сайта, посвященный латинскому произношению.
- Википедия: Латинское произношение и орфография - статья о латинском произношении на русском языке.
Фонетика - один из самых сложных разделов латинского языка. Несмотря на то, что само произношение звуков не представляет никаких трудностей, стоит иметь в виду, что латинский язык принято относить к мертвым языкам, а это значит, что единых естественных современных фонетических норм просто не существует.
В развитии фонетики условно можно выделить несколько этапов:
- Древняя фонетика
- Классическая фонетика (восстановленное античное произношение)
- Традиционная фонетика (ближе к средневековому периоду)
- Современная фонетика
Каждая отрасль, которая изучает или применяет латинский язык, выбирает и использует тот вариант, который больше всего может удовлетворить ее основные потребности. В основном, структура латинского языка сложилась довольно рано и в дальнейшем подвергалась лишь незначительным изменениям. Фонетика представляет собой исключение: различные буквы и буквосочетания могли радикально изменять свое звучание, входить в систему языка или исключаться из нее.
Рассмотрим подробнее употребление отдельных вариантов латинской фонетики:
Древняя фонетика – Разрозненные знания о произношении отдельных звуков. В настоящее время древняя фонетика в полноценную структуру не оформилась и не употребляется.
Классическая фонетика – Представляет из себя восстановленный античный вариант произношения и, следовательно, знание ее важно при знакомстве с памятниками античной литературы (особенно стихотворных произведений). Изучается, как правило, на филологических, юридических и других гуманитарных факультетах.
Традиционная (восточноевропейская) фонетика – Представляет собой измененный средневековый вариант латыни, в это время отдельные народы вынуждены были общаться между собой на чуждом им латинском языке, и в этот период произношение трансформировалось в двух направлениях:
- Даже литературный вариант приближался к народному языку (а народная латынь представляла нечто среднее между латинским и народным языком), целью такой трансформации было упрощение устной передачи информации на латыни.
- Второй целью изменения латинского языка в средневековую эпоху было упрощение восприятия латыни на слух, это направление выразилось в том, что в фонетическую систему языка вошли новые звуки, существующие стали сильнее дифференцироваться.
Этот вариант латыни имеет иную сферу применения: она используется в медицине, биологии и в других естественных науках. Для медицины именно традиционные фонетические нормы были избраны во время обязательного устного общения медицинских работников на латыни, как более легкие для восприятия на слух.
Современная фонетика - Подразумевает произношение латинских звуков в соответствии с нормами родного языка говорящего (для Европы), буквы и сочетания букв читаются по нормам классической или традиционной латыни.
Таблица №1. Сравнительная таблица вариантов произношения букв и буквосочетаний в латинском языке
Буква / сочетание | Классичес-кое | Традицион-ное | Современ-ное |
a | [а] | [а] | [а] |
b | [б] | [б] | [б] |
c | [к] | [к]/[ц] | [к]/[ц] |
d | [д] | [д] | [д] |
e | [е] | [е] | [е] |
f | [ф] | [ф] | [ф] |
g | [г] | [г] | [г] |
h | [х] | [х]/[г] | [х] |
i | [и]/[й] | [и]/[й] | [и]/[й] |
j | - | [й] | [й] |
k | [к] | [к] | [к] |
l | [л"] | [л"]/([л]) | [л"] |
m | [м] | [м] | [м] |
n | [н] | [н] | [н] |
o | [о] | [о] | [о] |
p | [п] | [п] | [п] |
q | [к] | [к] | [к] |
r | [р] | [р] | [р] |
s | [с] | [с]/[з] | [с]/[з] |
t | [т] | [т] | [т] |
u | [у]/[в] | [у] | [у] |
v | - | [в] | [в] |
w | - | - | [в] |
x | [кс] | [кс] | [кс] |
y | [и] | [и] | [и] |
z | [з] | [з] | [з] |
ae* | [а(э)]* | [э] | [э] |
oe* | [о(э)]* | [ё, ö, œ] | [э] |
aē, aĕ, aë | [аэ] | [аэ] | [аэ] |
оē, оĕ, oë | [ое] | [ое] | [ое] |
au | [ау] | [ау] | [ау] |
eu | [эу] | [эу] | [эу] |
ei | [эй] | [эй] | [эй] |
ti | [ти] | [ци] | [ци] |
ngu | [нгв], [нгу] | [нгв], [нгу] | [нгв], [нгу] |
qu | [кв] | [кв] | [кв] |
su | [св] | [св] | [св] |
Ch | [х] | [х] | [х] |
Ph | [ф] | [ф] | [ф] |
Rh | [р] | [р] | [р] |
Th | [т] | [т] | [т] |
* Дифтонги ae , oe в доклассическую эпоху произносились [ай], [ой]; в классической латыни - [аэ], [оэ] (с неслоговым [э]). (Ист.: 1. Шабага И.Ю. Grammatica Latina: Учебное пособие (Латинский язык для переводчиков) - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009 - 184 с. - с.16. 2. Дерюгин А.А., Лукьянова Л.М. Латинский язык: Учебник - М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003 - 384 с. - с.10).
Звуки
Краткий и долгий звук
По длительности гласные звуки в древнем латинском языке разделялись на долгие и краткие. Долгий гласный звучал примерно в 2 раза дольше краткого. Со временем эти нормы были утрачены, сейчас определение долготы или краткости главным образом используется для постановки ударения. При определении долготы гласного существуют правила, в общем виде они выглядят так:
- Количество гласного указывается в словаре.
Для обозначения долгого звука используется знак (¯) - мора, для обозначения краткого - (̆); - Гласный перед гласным или h краток;
- Дифтонги (au, eu, ei, ui) и диграфы (ae, oe) всегда долгие;
- Гласный перед группой согласных или двойным согласным долог. Исключение составляют гласные перед двумя согласными звуками первый из которых по способу образования взрывной (обозначаемые буквами “c”, “g”, “d”, “t”), а второй – сонор (боковой сонор – [l] или дрожащий сонор [r]) или фрикативный (Обозначаемый буквой “s”). То есть перед сочетаниями букв “dl”-“dr”, “tl”-“tr”, “cl”-“cr”, “gl”-“gr”, “x” ([кс]), “z” ([дз]).
- Гласный перед одним согласным или долог или краток в зависимости от своей природы.
Например:
конечный [a] в аблативе единственного числа существительных 1 склонения долгий, в окончаниях инфинитива настоящего времени активного залога 1, 2, 4, спряжений гласный долгий, а 3 спряжения – краткий.
Слоги
Открытый и закрытый слог
Открытый слог в латыни оканчивается гласным звуком, закрытый – на согласный. Однако, некоторые сочетания согласных слог не закрывают (например, сочетание букв "b", "p", "d", "t", "g", "c" с "r" или "l"). Вместе с тем, буква "i"/"j" между гласными читается как двойное [j] и закрывает предыдущий слог. (См. также «Разделение слов на слоги» для определения количества и состава слогов в слове).
Долгий и краткий слог
- Открытый слог долог, если в него входит долгая гласная и краток - если краткая.
- Закрытый слог - долог.
Разделение слов на слоги
Для разделения слов на слоги стоит придерживаться трех правил.
- Количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков, дифтонги считаются за 1 звук.
- Согласные с которых может начинаться латинское слово относятся к следующему слогу (например, “a”-“ni”-“mal”). Это правило относится и к группам букв, например, слово “doctor” разделяется на слоги как “doc”-“tor”, вариант “do”-“ctor” неверный, так как нет латинских слов, которые начинаются с “ct”, если бы такие слова существовали, то разделение бы осуществлялось именно таким образом.
- Составные слова разделяются по элементам (“con”-“structio”).
Ударение
Правила постановки ударения
- Ударение никогда не ставится на последний слог, естественно, кроме односложных слов.
- Ударение ставится на 2 слог с конца, если он долог и на 3 слог с конца, если второй краток.
Ударение в латинском языке
Само ударение в латинском языке не всегда выражалось одинаково. Изначально ударение было мелодическим: ударный слог выделялся голосом. Позднее оно стало экспираторным - ударный слог выделяется силой голоса (более активным выдохом), как в большинстве современных европейских языков.
Фонетические законы латинского языка
Основных фонетических законов три:
- Ассимиляция согласных
- Закон ротацизма
- Редукция гласных
Ассимиляция согласных
Ассимиляция согласных в латыни проявляется в том, что в сочетаниях согласных один частично или полностью уподобляется другому, следующему за ним. Это может проявляться в утрате звонкости перед глухим согласным.
- Переднеязычные согласные [d], [t] перед [s] полностью ассимилируются: “cedere” (ступать) – {cedsi} – {cetsi} – “cessi” (форма 1 лица единственного числа перфекта).
- Сочетание “ss” упрощается в “s”. Два “s” на конце слов не употребляется никогда. “Esse” (быть) – {ess} – “es” (форма 2 лица единственного числа настоящего времени).
- Звонкие [g], [b] перед глухими оглушаются. Это фиксируется на письме: “pingere” (рисовать) – {pingsi} – {pincsi} – “pinxi” (форма 1 лица единственного числа перфекта).
- Звонкий [d] перед “c”, “g”, “p”, “f”, “t”, “r”, “l” обычно полностью ассимилируется. “Affigo” (прикрепляю) от “ad-figo”, “attribuo” (придавать) от “ad-tribuo”.
Закон ротацизма
Между 2 гласными звук [s] переходит в [r].
Этот закон действовал примерно до 4 века до н.э.
2 самых ярких примера:
- Все инфинитивы в настоящем времени оканчиваются на –“re”, хотя должны иметь окончание –“se” (подобно глаголу “esse”).
- Сам глагол “esse” и его изменение в прошедшем времени (“eram”) и в будущем (“ero”).
Редукция кратких гласных
- В закрытом конечном слоге краткий “o” переходит в “u”. “Lupo” – “Lupus” (Волк).
- Все краткие гласные в срединном слоге переходят в краткий “i”, если за ними не следует “r”.
“Teneo” (держать) – “contineo” (сдерживать).
Перед “r” в срединном открытом слоге краткие гласные переходят в “e”. “Dare” (давать) – “tradere” (передавать).
Краткое “i” в срединном слоге перед “r”, образовавшимся в результате ротацизма, переходит в “e”. “Capio” (брать) – {capise} – “capere”. - Конечный краткий “i” переходит в “e” или полностью отпадает.